среда, 20 января 2021 г.

Основы ГИС - востребованный навык в магистратуре МАРХИ. Новые полезные задания, много картинок, популярные города у студентов. Сотрудничество с КБ Стрелка и NextGIS

Автор В. Ребрик

В этом году (осенний семестр 2020 года) мы сделали шажок вперед: записали новые задания, опробовали Google Classroom, оценили вживую сервис КБ Стрелка Urbanmetrics и активно скачивали геоданные от NextGIS. Совместно со мной курс проводила Юлия Тувалева, геоаналитик, Мегафон.

Прошлые годы можно найти по ссылкам:

Традиционная цель курса: снабдить студента базовыми навыками поиска и обработки геоданных для составления схем. В этом году на дневном отделении прошли курс около 150 человек, на вечернем - порядка 50. 

Компания NextGIS предоставила подготовленные наборы базовой картографии и данные о ЖКХ. В рамках специальной подписки студенты могли получить набор на любой регион РФ. Планируем расширить список наборов данных (например, частый интерес вызывают открытые данные Министерства культуры).

Структура курса осталась прежней: 5 отдельных заданий, последнее из которых привязывается к диссертации. Нередко много времени уходит на поиск специфических данных. Нам важно повышать качество и осмысленность заданий, хотя на обучение анализу времени не остается (28 ак.часов).  Расписание с темами можно найти в таблице (пример ВО, те же 28 ак.часов)




Задание "Город мечты"

Первое задание, самое простое и полезное: "Город мечты" (текст задания).

В этом году добавили фильтрацию точек интереса и сравнение двух городов в одном проекте. Как всегда, очень интересно увидеть сравнение в одном масштабе и графике разных точек мира.

Пример работ:

А.Кверквеладзе

В.Ребрик


По итогам задания даже попробовал сделать анимацию, какие города и их фрагменты наиболее интересны студентам:



Задание "Точки интереса"

В этом задании, самом трудоемком для новичка, мы попытались воспроизвести логику оценки местоположения через изохрону пешеходной доступности и объектов интереса, которые попадают в эту изохрону (текст задания). Решили сравнивать станции метро за пределами ТТК, чтобы сопоставлять более или менее похожие места и по характеру и детализации.

И.Лыкова

Е.Полуничева


Важным дополнением в этом году стал слой с жилыми домами Реформы ЖКХ (геокодирование NextGIS), который позволил прикинуть гипотетическое население в границах изохроны.


"Схема рельефа"

Задание по рельефу (текст задания) почему-то именно в этом году дало интересные графические результаты: видимо, показали какие-то характерные примеры, и студенты отправляли очень выразительные работы.

К.Байдакова

О.Игнашкина

Т.Ивлева

К.Васина


"Черновик схемы" и "Схема по диссертации"

Третье по счету задание состоит в том, что студент выполняет черновик схемы по своей диссертации в любой программе и мы коротко обсуждаем его, насколько это выполнимо, целесообразно и пр. Финальное задание "Схема по диссертации" в этом году обзавелось шаблоном в QGIS, чтобы студенты указывали источники данных.

Были интересные работы и по оценке точек интереса за разные годы на территории МЦК, и расчету видимости, и анализу рельефа. Честно признаться, просто хорошая графика - уже полдела.

Г.Антонова

И. Лыкова

И. Попов

С. Яушева

К сожалению, временные рамки курса и количество студентов не дают возможности детально погрузиться в каждую работу, но мы надеемся, что постепенно мы вернемся к тому, что было в 2013-2014 годах.

В прошлом году мы все узнали о шиханах в Башкирии, и у нас оказалась целая работа по этой территории:

Данные платформы Urbanmetrics

В ходе курса студентам был предоставлен доступ к платформе Urbanmetrics от КБ Стрелка. Была проведена очень важная лекция Ксении Красновой, руководителя проектов и цифровых продуктов,  и Сергея Тюпанова, руководителя центра ГИС. 

Мы получили возможность ознакомиться с большим набором аналитических слоев по 1117 городам РФ: от плотности населения до социальной активности и интенсивности ДТП. Очень удобно проводить оценку общественных пространств в масштабе города и проводить сочетания слоев (характерный пример, плотность населения и доступность парков).

Основная идея - избавить пользователя от большого числа технических нюансов и предоставить высокоуровневую аналитику по запросу. Это как раз тот случай, когда у нас должно-таки появиться больше времени на само исследование и проектирование.


А. Мышкина

И. Пантелеев

Необходимо научиться работать с такими аналитическими слоями, поэтому результаты у тех студентов, кто пробовал их применять, довольно лаконичны. Мне показалось, что студенты были немного ошарашены количеством информации. 

Однако на примере И. Пантелеева стало сразу понятно, какой контекст у потенциальной площадки реновации (отмечена бледно-красным) и как она соотносится с другими подобными местами. То есть мы почти мгновенно перешли от техники к содержательной части. И это ценно.


Заключение

Несмотря на крайне непростое начало семестра (еще летом мы готовились к чистому онлайну), мы уверенно провели курс по "Основам ГИС для архитекторов" (150 студентов дневное и 60 студентов вечернее). В анкете "дневников" (ответило 92 человека) картина была такая:



Очевидно, что будем пытаться развивать собственно сам анализ - насколько это позволят временные рамки и количество студентов. Будем рады любым советам.

Благодаря Юле Тувалевой углубляем (и я в том числе) навыки обработки данных в Python, а также веб-картографии.

В направлении данных хочется развивать сотрудничество с NextGIS, например, есть потребность в геокодировании объектов культурного наследия с портала открытых данных Минкульта. 3D-OSM и 3D в частности мы затрагиваем и это тоже перспективный источник данных. 

Взаимодействие с КБ Стрелка и другими экспертами в этой области очень важны в качестве внешнего стимула, так как запрос рынка есть, и хочется ему соответствовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий