четверг, 28 января 2021 г.

Цифровой контекст Майкопа: отчет. Какие данные мы собрали и что с ними можно сделать. Игра в "угадайку".


В среду прошёл первое открытое мероприятие при поддержке МАрхИ, когда совсем в сжатые сроки я занимался поиском данных по конкретной территории. В течение полутора часов мы с молодыми архитекторами из Майкопа (Людмилой Берсировой и Айдамиром Нехаем) искали, кто где живет и куда ездит на велосипеде, разглядывали различные картографические сервисы и обсуждали коммерческие источники данных. Контекст для парка "Черёмушки" сложился, но сам анализ будет у ребят ещё впереди. Мы просто собрали и разложили слои информации перед собой.Запись вебинара размещаю ниже, но она не очень качественная, поэтому даю ссылку на запись с моего компьютера, там качество намного лучше.

Да, Майкоп - небольшой город и открытых официальных геоданных местного муниципалитета я толком не нашел. Геопортал также в поисковиках не проявился. 

Для себя я разложил коротко всю историю на несколько частей. Сначала я пос, что есть по территории в генплане, ПЗЗ, Росреестре. На месте густых деревьев планируется многоуровневый паркинг для еще непостроенного торгового центра. Есть ли альтернатива?



Затем мы перечислили основные источники, которые можно обрабатывать у себя на компьютере: 

  • OpenStreetMap, выгрузка NextGIS (для Майкопа она довольно детально прорисована),
  • Реформа ЖКХ, тоже от NextGIS (здесь все печально, всего 1618 записей, да еще с тестовыми адресами на всю Адыгею)
  • данные Министерства культуры РФ - тоже не густо
  • Рельеф WorldDEM по подписке ArcGIS Online, который несильно отличается от SRTM

Далее я играл в своеобразную "угадайку" в QGIS, когда я пытался дать оценку (например, здесь большая активность, а тут затерянное место и пр), а ребята корректировали мои догадки. Ведь в Майкопе я никогда не был, это была небольшая интрига. Рекомендую посмотреть видео с этого момента.




Из расчётов я использовал расчёт пешеходной доступности парка в качестве примера. Еще было интересно посмотреть количество маршрутов на остановках ОТ, но оказалось, что в городе много маршруток, поэтому картина была неполная.

Прошлись по статьям Википедии на карте, точкам интереса (общепит и торговля) и рельефу. 

После того, как мы определились с базовыми наблюдениями и особенностями наших данных, мы прошлись по картографическим сервисам Яндекса, Карты ДТП, pastvu, Strava, retromap. Я попытался прокомментировать их, параллельно проверяя свои догадки с Людмилой и Айдамиром. Этот момент в видео.




Но OpenStreetMap (OSM) можно не только скачивать, но и редактировать! Айдамир заполнил этажность, отметил значимые деревья на участке, добавил детские площадки, и эти правки уже сразу пригодились в 3д-модели. Для городского активиста OSM - ценный инструмент.

Конечно, мы упомянули возможности веб-карт доносить свои идеи до широкой публики, и одну такую карту мы сделали. Ссылка на веб-карту

3д-модель территории, или правильнее сказать, цифровой макет - мой профиль. Надо сказать, что наших данных для приличного макета окружения парка было явно недостаточно. Но в масштабе города можно получить нормальную картинку даже напрямую из браузера. 
Я подготовил и модель в InfraWorks, хотя для этих задач ничего интересного она не давала. А вот понимание механизмов OpenStreetMap дает шанс выгрузить неплохую детализацию. К сожалению, Grasshopper (Elk), Cadmapper, InfraWorks не дают полную картину. Исключение - JOSM, Blender OSM, но и там все негладко. При поддержке сообщества OSM я освежил в памяти навык отрисовки разновысотных зданий и смоделировал местный "Магнит".

В конце мы посмотрели, какие могут быть коммерческие данные: от геоаналитики Мегафона до топосъёмки геодезистов. Отдельно отмечу интересные примеры данных Urbanmetrics и Habidatum.




Какие выводы можно сделать? Полноценный анализ провести не провели, но какие-то данные собрали (я потратил в целом около двух дней) и постарались дать предварительную оценку. Важно, что мы старались ухватить характер территории в масштабе города, и даже если застройка этого сквера состоится, есть шанс, что комфортная среда вокруг здания сложится. В том числе благодаря усилиям городских активистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий