Friday, July 27, 2018

Цифровая культура: как прошел еще один семестр в магистратуре МАРШ


В прошлом учебном году мы (Альберт Сумин, Егор Глебов и я) провели очень интенсивный и непростой семестр в МАРШ, осваивая новые ступени цифровых технологий в проектировании и анализе.

Мы по-прежнему решили не брать одно сквозное задание на семестр, а рассматривать довольно разные вопросы, которые на практике оказываются часто взаимосвязанными. Кстати, в будущем постараемся уделить больше внимания самой презентации тем и заданий, так как сложность год от года у нас повышается, и в каких-то случаях нам становится сложнее донести, для чего все эти манипуляции требуются. Для студента наши ссылки на зарубежный опыт (да и на редкие отечественные практики) далеко не всегда выглядят убедительными, поэтому будем над этим работать.

Эссе от руки
В начале семестра студенты выполнили занимательное упражнение, которое надо развивать и дальше: каждый ответил на ряд вопросов о "цифровой культуре" в форме эссе от руки. Это же задание мы повторили в конце семестра.
По словам Альберта и Егора (я не присутствовал на этом занятии), само обсуждение в классе этих эссе было не менее ценным. Некоторые студенты читали чужие эссе, становились на позицию автора, и от этого процесс становился еще интереснее. Студенты начинали во время обсуждения корректировать свои изначальные мысли. Думаю, такие приемы вовлечения студентов нам очень не хватали в прошлые годы.
Давиташвили Вероника 
Гарифуллина Ирина



Микроклимат
После эссе последовал традиционный блок по оценке микроклимата, но в этот раз он был дополнен чисто описательными процедурами. Каждый расчет и его результаты обязательно сравнивались с опорными показателями (мы брали их из "Архитектурной климатографии" М.С. Мягкова), кратко пояснялись физические феномены. Интересен тот факт, что оценке микроклимата учат в бакалавриате МАрхИ, но здесь, в магистратуре, мы добавляем "интерактив" в виде моделей и симуляций. Сам процесс обучения становится намного нагляднее.
Ульянова Анастасия

Ульянова Анастасия


Энергомоделирование в ARCHICAD
Моделирование энергопотребления нечасто встречается в программах отечественных архитектурных вузов - в отличие от вузов зарубежных. Сама разработка подобных инструментов для архитекторов уже говорит о востребованности этой темы в мире. Мы решили попробовать свести трудоемкую, с множеством вводных и переменных тему к простым операциям в EcoDesigner для ARCHICAD. Это приложение было выбрано как более близкое к нашим нормативам, чем заточенный под американского проектировщика Autodesk Insight 360.
Шишек мы набили немало, в первую очередь, методических и потом уже технических. Например, головная боль – это зазоры между поверхностями в аналитической модели энергопотребления (BEM), которая создается автоматически на основе объектов ARCHICAD.
Если продолжать это направление (а я верю, что продолжать надо), то потребуется, с одной стороны – большая работа по созданию методически емких примеров, с другой – тесное сотрудничество с инженерами для валидации постановки задач и самих расчетов. Не могу сказать, что тема была воспринята всеми студентами позитивно, так как в ней слишком много чисто умозрительных, негеометрических параметров. Но идея детального (пускай и условного) представления функционирования во времени и соответствующего потребления энергии архитектурным объектом, особенно небольшим, чувствительным к климатическим условиям, заслуживает внимания.
Агарков Алексей


Параметрика
Параметрика – неизменно популярная тема у студентов.
В этом году мы решили теснее интегрироваться с блоком конструкций и технологий, взяв за основу один из практических семинаров. Семинар был посвящен перекрытию рынка и естественному освещению. От тесной интеграции с проектными студиями мы отказались, хотя студентам также было предложено брать в «цифровую» разработку именно проект в студии.
В итоге большинство выбрали именно перекрытие рынка. Объекты стали отличным полигоном для различных вариантов моделирования и расчетов: параметризация объекта как таковая, расчет КЕО и прочностной расчет, а также перевод в BIM-проект. В качестве возможной альтернативы для упражнения можно было бы взять разработку сложного фасада с солнцезащитой.
Прекрасным началом для разработки становятся ручные эскизы.
Крымская Наталия

Гарифуллина Ирина


Естественное освещение
На мой взгляд, произошел качественный прорыв в области компьютерного моделирования естественного освещения, благодаря плодотворному сотрудничеству с МАрхИ и VELUX (в этой заметке есть и видео, и файлы для упражнений) В каком-то смысле эти навыки – самые понятные из области расчетов, очень похожи на рендер. Примечателен тот факт, что сам расчет КЕО для большепролетной формы потребовал специфического моделирования в SketchUp и определенных настроек в VELUX Daylight Visualizer.
Белозерцева Юлия

Белозерцева Юлия

Белозерцева Юлия


Прочностной расчет
Несмотря на то, что прочностной расчет был дан в качестве дополнительной темы во внеучебное время, некоторые студенты для дневника выбрали работу с Karamba в Grasshopper. Благодаря профессиональной и очень живой подаче Владимира Воронича, разобрались все, кто хотел. 
Нодельман Анна
Чикаев Даниил



Трансляции геометрической структуры из Grasshopper в Revit / ARCHICAD
Мы постепенно отходим от базового подхода к преподаванию BIM-инструментов, т.к. эта тема обычно слишком трудоемка для новичков, не слишком интересна для тех, кто уже владеет, например, Revit, и за редким исключением мало волнует магистранта. В принципе, это легко понять: нужно искать ответы на вопросы, которые больше связаны с метафизикой, чем обычной физикой. BIM слишком бюрократичен.
А вот навыки "интеллигентного" связывания параметрики/ГИС/SketchUp (чего угодно) с BIM-платформами  – на мой взгляд, это хороший тон цифрового проектирования. Грубо говоря, подчас достаточно выслать текстовый файл с координатами, чем пытаться импортировать всю геометрию разом. Кстати, безвременно почивший Flux использовал фактически именно метод передачи базовых, опорных данных, на основе которых программа-контрагент генерировала нужные объекты на своем языке без излишней детализации.

Заключение
К проблеме определения цифровой культуры мне удалось сформулировать для себя некую цепочку тезисов. Культурные вопросы – это далеко не всегда вопросы первой необходимости. Но они развивают, дают пищу для ума. Можно говорить, что эти жизненно важные материи делают нас «культурным» человеком в сфере проектирования и строительства. Особенно необходимость в подобной культуре ощущается тогда, когда начинаешь управлять коллективом, занимаешь руководящие посты.

Осведомленность, образованность и понимание смежных сфер дает прямую связь с нашим визави. Егор Глебов очень удачно выразился о «рецепторах» и понимании с полуслова (рекомендую ознакомиться с давней заметкой о взаимодействии архитектора и конструктора). 
При этом навыки прочностного расчета не дадут нам возможности заменить инженера, что и не нужно, но дадут нам понимание логики работы специалиста.

Однако сегодня недостаточно ограничиться концептуальной схемой (которая, безусловно, нужна) - подчас требуется уже на ранних этапах сформировать детальное решение, которое вполне органично для цифрового пространства, хотя роль этого пространства для проектного мышления архитектора не всегда однозначно позитивна.

В первую очередь, цифровые технологии ускоряют процессы и делают их прозрачнее. Здесь остро встает вопрос в контексте нехватки времени и общей спешки: освоить качественно традиционные навыки архитектора или параллельно погружаться в BIM, ГИС, VR/AR и большие данные с датчиками и роботами. Все равно нейросетям нужно давать какие-то осмысленные задания. Но, как заметил один из студентов, нас ждет, по-видимому, неизбежная гибридизация человеческого и машинного. 

Работы
Все работы можно посмотреть по ссылке. Наиболее удачные отмечены знаком "!".

Спасибо МАРШ за ощущение постоянного стремления к новым высотам!

No comments:

Post a Comment