Изначальный сценарий: интервенции на Artplay
С одной стороны, мы решили сконцентрироваться именно на “ремесленной” стороне BIM, которую хорошо осваивать на небольших сборных объектах. Источником вдохновения стал объект Cellophane House бюро KieranTimberlake - павильон, в котором было предусмотрены и транспортировка, и сборка, и демонтаж, и даже повторное использование.
С другой стороны, площадка Artplay - прекрасный полигон для масштаба и характера интервенции, похожей на Cellophane House.
Контекст арт-кластера сложный, разнородный, интересный для анализа, и поэтому пример методик уплотнения Роттердама был очень кстати.
Коллективную работу - один из столпов BIM - мы заменили принципом ротации: студент готовил задание для коллеги по курсу (например, выполнить оценку инсоляционного режима объекта, его видимость в контексте), а сам, в свою очередь, прорабатывал и анализировал выданное ему подобное задание соседа. По сути, это стало для нашей дисциплины традиционной разминкой с постепенно развивающейся методической базой.
Все это стало подготовительным этапом перед созданием BIM-проекта.
Изучение Revit. Наличие навыков работы в ARCHICAD
Мы выбрали Revit для создания BIM-проекта: владение этим инструментом крайне актуально для всех студентов. Конечно, были и ребята, хорошо владеющие Revit. Альберт Сумин, соавтор онлайн-курса по Revit на платформе Stepik, провел ряд мастер-классов необходимым для нашего задания основам этой программы.
По идее, студенты должны были создать архитектурные BIM-проекты своих небольших объектов для последующих операций по расчету, совместной работы и др.
При этом мы разрешали и в ряде случаев даже поощряли использование других BIM-инструментов (конечно, это был ARCHICAD), т.к. студенты нередко не были в курсе таких базовых функций, как автоматические спецификации или импорт/экспорт IFC.
Интеграция с проектной студией
Взаимодействие со студией, её поддержка - одна из наших ежегодных задач. Правда, зачастую наладить полноценную связь не удается. В этот раз мы установили контакт заблаговременно и запланировали часы консультаций по проекту. Обе студии обещали быть практически полностью “аналоговыми” (т.е. поддержка вроде не нужна была), хотя на финальных этапах все студенты активно работали с компьютером. Поэтому от главной темы небольшого объекта на Artplay мы не отказывались.
Сами темы студийных проектов этого семестра прекрасно отражены в публикациях на archspeech и archi.ru:
Трансформатор (А. Бродский, Н. Корбут) http://archspeech.com/transformator/
Чувство дерева (Н. Белоусов, Н. Кузьмина) https://archi.ru/russia/74510/8203-chuvstvo-dereva http://archspeech.com/article/budushhee-derevyannoy-arhitektury-12-vpechatlyayushhih-rabot-ot-studentov-marsha
Заключение и планы на будущее
Главной проблемой, которую мы видим и которую мы записываем и на свой счёт, можно считать нежелание студента погружаться в инженерную задачу — причём, не только в софт, но и теорию, а также примерить на себя роль исследователя (что очень важно в образовательном процессе). Здесь встает перед преподавателями извечная задача мотивации студентов.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда: я долго ходил вокруг актуальной темы энергомоделирования, но смог в ней разобраться лишь после прохождения ряда нудных упражнений и изучения не менее нудной для архитектора теории (таки заставил себя). Потом стало очень интересно! С нахрапу что-либо понять неспециалисту довольно сложно. Ну и новые нейронные связи возникают в процессе повторения, по сути, рутинной работы, которую мы, архитекторы, так не любим, но которая так необходима для обучения чему-то новому и для закрепления результата.
В этом и проблематичность BIM-тематики и расчетов в архитектурном образовании, т.к. требуется честный, педантичный подход и предварительная рутинная работа. Наверное, это и есть одно из проявлений “цифровой культуры”.
Исследовательские задачи сами по себе слабо мотивируют студентов, если в основе нет четкой и красивой истории или какого-то wow-эффекта, которого нам не хватило. Пока лишь единицы проявляют желание вникнуть в получаемые значения и градиенты и сделать критическую оценку как результата расчета, так и самого метода расчета. Будем над этим работать.
BIM - информационное моделирование зданий - оказалось, в моем понимании, “перегретой” темой, в центре которой, по сути, лежит создание понятного для всех интерактивного электронного справочника строительных элементов. Расчеты все же идут отдельным блоком. При всем драматизме профессиональных, пост-студенческих реалий на крупных проектах и очевидных преимуществах разумного применения BIM в практике довольно затруднительно пояснить большинству студентов (конечно, есть исключения) ценность BIM-ориентированной дисциплины. Возможно, только включение в реальный проект способствовало бы интенсивному усвоению проблематики, связанной с BIM-проектированием. Да и студент, находясь под информационной перегрузкой, в каком-то смысле не обязан вникать в тучу галочек и кнопочек, из которых состоят BIM, расчеты, параметрика.
С одной стороны, мы решили сконцентрироваться именно на “ремесленной” стороне BIM, которую хорошо осваивать на небольших сборных объектах. Источником вдохновения стал объект Cellophane House бюро KieranTimberlake - павильон, в котором было предусмотрены и транспортировка, и сборка, и демонтаж, и даже повторное использование.
С другой стороны, площадка Artplay - прекрасный полигон для масштаба и характера интервенции, похожей на Cellophane House.
Для координации размещенных объектов использовали MyMaps |
В Rhino собрали масс-модели объектов |
А в InfraWorks попробовали отразить в 3D данные из MyMaps |
Контекст арт-кластера сложный, разнородный, интересный для анализа, и поэтому пример методик уплотнения Роттердама был очень кстати.
Коллективную работу - один из столпов BIM - мы заменили принципом ротации: студент готовил задание для коллеги по курсу (например, выполнить оценку инсоляционного режима объекта, его видимость в контексте), а сам, в свою очередь, прорабатывал и анализировал выданное ему подобное задание соседа. По сути, это стало для нашей дисциплины традиционной разминкой с постепенно развивающейся методической базой.
Все это стало подготовительным этапом перед созданием BIM-проекта.
Изучение Revit. Наличие навыков работы в ARCHICAD
Мы выбрали Revit для создания BIM-проекта: владение этим инструментом крайне актуально для всех студентов. Конечно, были и ребята, хорошо владеющие Revit. Альберт Сумин, соавтор онлайн-курса по Revit на платформе Stepik, провел ряд мастер-классов необходимым для нашего задания основам этой программы.
По идее, студенты должны были создать архитектурные BIM-проекты своих небольших объектов для последующих операций по расчету, совместной работы и др.
При этом мы разрешали и в ряде случаев даже поощряли использование других BIM-инструментов (конечно, это был ARCHICAD), т.к. студенты нередко не были в курсе таких базовых функций, как автоматические спецификации или импорт/экспорт IFC.
Интеграция с проектной студией
Взаимодействие со студией, её поддержка - одна из наших ежегодных задач. Правда, зачастую наладить полноценную связь не удается. В этот раз мы установили контакт заблаговременно и запланировали часы консультаций по проекту. Обе студии обещали быть практически полностью “аналоговыми” (т.е. поддержка вроде не нужна была), хотя на финальных этапах все студенты активно работали с компьютером. Поэтому от главной темы небольшого объекта на Artplay мы не отказывались.
Сами темы студийных проектов этого семестра прекрасно отражены в публикациях на archspeech и archi.ru:
Трансформатор (А. Бродский, Н. Корбут) http://archspeech.com/transformator/
Чувство дерева (Н. Белоусов, Н. Кузьмина) https://archi.ru/russia/74510/8203-chuvstvo-dereva http://archspeech.com/article/budushhee-derevyannoy-arhitektury-12-vpechatlyayushhih-rabot-ot-studentov-marsha
Провал BIM-задания и поворот в сторону студии
В процессе нам пришлось сменить тактику дисциплины. Мне представлялась прекрасной идея ремесленного подхода к BIM-проекту, внимательное отношение к геометрии и данным. Мне лично казалось, что будет интересным передавать на “обсчет” соседу и увидеть, как он разбирается с вашей моделью. Тем более для BIM это очень полезная практика критического и отстраненного, “объективного” отношения к авторской модели.
После удачного этапа с разминкой стадия изучения Revit и создания концептов в среде BIM оказалась затянутой (очевидно, не мотивирующей). Студенты просто не приносили ничего на занятия, не было импульса. Тема “круговорота спецификаций” явно выглядела еще более скучной.
Мы поменяли план и предложили на примере своего объекта отрабатывать тот или иной прием, либо применимый к проекту, либо просто интересный для самого студента. Таким образом, произошел отказ от единой BIM-проблематики, и каждый пошел своим путем.
На выбор был ряд направлений, где мы могли оказать содействие: параметрическое моделирование оболочек/структур (та самая практическая "параметрика") и связь с BIM, конструктивная схема c нагрузками в Revit, расчет конструкций в Karamba, расчет естественного освещения и энергомоделирование.
Финальным продуктом должен был стать дневник, содержащий шаги моделирования/анализа и основные чертежи/спецификации по объекту. Таким образом, происходила большая индивидуализация задания, хотя нагрузка на преподавателей значительно возросла.
В итоге появилась череда разнообразных работ, которые нельзя назвать в полной мере BIM-проектами, но совершенно точно — интересными “цифровыми” дневниками. Именно творческий и одновременно исследовательский подход, как мне кажется, следует делать ядром дисциплины.
Примеры работ: фрагменты
Анвар Гарипов
Объект Анвара разместился на крыше 2 корпуса. Основная задача - разработка элементов кровли в Grasshopper и связка с ARCHICAD.
Ссылка на дневник
Оксана Федорук
Оксана придумала занятную идею с длинным туннелем вдоль железной дороги. Далее последовала параметризация рамных конструкций и взаимосвязь подсветки с перемещением зрителя.
Ссылка на дневник
Давид Мирный
Давид один из немногих, кто успешно применил расчеты конструктивной схемы в Karamba для своего объекта.
Ссылка на дневник
Александра Полидовец
Александра предложила оригинальную идею с “Посольством Кошачьего государства” и метафорой “шерсти” на фасаде.
Ссылка на дневник
Мария Брайловская
Мария изначально сосредоточилась на своем студийном проекте, где при помощи наших консультаций параметризовала геометрию трибун.
После итераций с несимметричной формой Мария остановилась на классическом образе.
Можно констатировать, что параметризация в Grasshopper и связь с Revit/ARCHICAD оказалась наиболее понятной студенту темой для погружения. Конструктивные расчеты - уже сложнее. Естественное освещение требует подготовки “красивых историй” для вхождения в тему. Студенты чаще всего получали в последний момент результат в виде градиенты и на этом останавливались, не анализируя полученные значения. Энергомоделирование и микроклиматические расчеты следует сужать в фокусе очень сильно, т.к. возникает слишком много параметров для понимания и отслеживания, что затрудняет восприятие студента. В итоге лишь 2 студента взялись за эту тему и не смогли получить качественный результат.
В процессе нам пришлось сменить тактику дисциплины. Мне представлялась прекрасной идея ремесленного подхода к BIM-проекту, внимательное отношение к геометрии и данным. Мне лично казалось, что будет интересным передавать на “обсчет” соседу и увидеть, как он разбирается с вашей моделью. Тем более для BIM это очень полезная практика критического и отстраненного, “объективного” отношения к авторской модели.
После удачного этапа с разминкой стадия изучения Revit и создания концептов в среде BIM оказалась затянутой (очевидно, не мотивирующей). Студенты просто не приносили ничего на занятия, не было импульса. Тема “круговорота спецификаций” явно выглядела еще более скучной.
Мы поменяли план и предложили на примере своего объекта отрабатывать тот или иной прием, либо применимый к проекту, либо просто интересный для самого студента. Таким образом, произошел отказ от единой BIM-проблематики, и каждый пошел своим путем.
На выбор был ряд направлений, где мы могли оказать содействие: параметрическое моделирование оболочек/структур (та самая практическая "параметрика") и связь с BIM, конструктивная схема c нагрузками в Revit, расчет конструкций в Karamba, расчет естественного освещения и энергомоделирование.
Финальным продуктом должен был стать дневник, содержащий шаги моделирования/анализа и основные чертежи/спецификации по объекту. Таким образом, происходила большая индивидуализация задания, хотя нагрузка на преподавателей значительно возросла.
В итоге появилась череда разнообразных работ, которые нельзя назвать в полной мере BIM-проектами, но совершенно точно — интересными “цифровыми” дневниками. Именно творческий и одновременно исследовательский подход, как мне кажется, следует делать ядром дисциплины.
Примеры работ: фрагменты
Анвар Гарипов
Объект Анвара разместился на крыше 2 корпуса. Основная задача - разработка элементов кровли в Grasshopper и связка с ARCHICAD.
Ссылка на дневник
Оксана Федорук
Оксана придумала занятную идею с длинным туннелем вдоль железной дороги. Далее последовала параметризация рамных конструкций и взаимосвязь подсветки с перемещением зрителя.
Ссылка на дневник
Давид Мирный
Давид один из немногих, кто успешно применил расчеты конструктивной схемы в Karamba для своего объекта.
Ссылка на дневник
Александра Полидовец
Александра предложила оригинальную идею с “Посольством Кошачьего государства” и метафорой “шерсти” на фасаде.
Ссылка на дневник
Мария Брайловская
Мария изначально сосредоточилась на своем студийном проекте, где при помощи наших консультаций параметризовала геометрию трибун.
После итераций с несимметричной формой Мария остановилась на классическом образе.
***
Заключение и планы на будущее
Главной проблемой, которую мы видим и которую мы записываем и на свой счёт, можно считать нежелание студента погружаться в инженерную задачу — причём, не только в софт, но и теорию, а также примерить на себя роль исследователя (что очень важно в образовательном процессе). Здесь встает перед преподавателями извечная задача мотивации студентов.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда: я долго ходил вокруг актуальной темы энергомоделирования, но смог в ней разобраться лишь после прохождения ряда нудных упражнений и изучения не менее нудной для архитектора теории (таки заставил себя). Потом стало очень интересно! С нахрапу что-либо понять неспециалисту довольно сложно. Ну и новые нейронные связи возникают в процессе повторения, по сути, рутинной работы, которую мы, архитекторы, так не любим, но которая так необходима для обучения чему-то новому и для закрепления результата.
В этом и проблематичность BIM-тематики и расчетов в архитектурном образовании, т.к. требуется честный, педантичный подход и предварительная рутинная работа. Наверное, это и есть одно из проявлений “цифровой культуры”.
Исследовательские задачи сами по себе слабо мотивируют студентов, если в основе нет четкой и красивой истории или какого-то wow-эффекта, которого нам не хватило. Пока лишь единицы проявляют желание вникнуть в получаемые значения и градиенты и сделать критическую оценку как результата расчета, так и самого метода расчета. Будем над этим работать.
BIM - информационное моделирование зданий - оказалось, в моем понимании, “перегретой” темой, в центре которой, по сути, лежит создание понятного для всех интерактивного электронного справочника строительных элементов. Расчеты все же идут отдельным блоком. При всем драматизме профессиональных, пост-студенческих реалий на крупных проектах и очевидных преимуществах разумного применения BIM в практике довольно затруднительно пояснить большинству студентов (конечно, есть исключения) ценность BIM-ориентированной дисциплины. Возможно, только включение в реальный проект способствовало бы интенсивному усвоению проблематики, связанной с BIM-проектированием. Да и студент, находясь под информационной перегрузкой, в каком-то смысле не обязан вникать в тучу галочек и кнопочек, из которых состоят BIM, расчеты, параметрика.
Видимо, “Цифровой культуре” вновь следует, с одной стороны, обратиться к культурным и эстетическим вопросам профессии (как это было в первые годы), чтобы “зажигать” интерес студентов, а с другой - к более выверенным примерам применения технологий моделирования и анализа.
И все же это был крайне плодотворный семестр, и ребята отлично поработали!
И все же это был крайне плодотворный семестр, и ребята отлично поработали!
Комментариев нет:
Отправить комментарий