Схема взаимодействия |
Введение
Почти год назад я начал придумывать комплексное задание, в центре которого должен был оказаться BIM - цифровой прототип здания для коллективной работы студентов.
Первая встреча в МАРШ. Фото Егора Глебова студенческой инсталляции |
Центральная идея заключалась в построении взаимодействия архитектора и конструктора, причем роль конструкторов пришлось примерить на себя студентам-магистрантам. Вдохновение я черпал в работах студентов В. Талапова.
Задание «Прототип» предполагало следующие темы: методики анализа ситуации (на примере арт-кластера Artplay), концептуальная стадия, командная работа над общим проектом и координация с конструкторами при помощи BIM-инструментов.
В качестве легенды было предложено, что управляющая компания принимает решение вместо устаревшего здания построить новый объект примерно в тех же габаритах для сдачи в аренду. Главный архитектор Artplay Михаил Лабазов выступил в качестве заказчика и составил типовой набор функций, характерных для арт-кластера.
Общая схема
Для начала студенты разделились на группы по 2-3 человека и выполнили разминку: анализ на предмет видимости (iA Tools для Grasshopper), доступности (Smart Space Analyzer для Grasshopper), инсоляции (Ecotect, Ladybug для Grasshopper) и функционального строения пространства (классификация входов при помощи QGIS) между зданий Artplay. В фокусе находился 4 корпус, ведь именно на его месте должен был возникнуть новый объект.
Затем результаты наблюдений должны были оказать влияние на характер здания. Занятным моментом обсуждения наблюдений было ручное эскизирование в классе главных выводов: нередко выразить в виде комикса главный вывод по анализу оказывается непростой задачей!
Егор Глебов дает свою оценку |
На основе принятой конструктивной концепции здания, «слой» функции постепенно наполнял форму помещениями различного назначения. Тип той или иной функции сразу же отражался на показателях нормативной нагрузки на балки, что должен был учитывать «конструктор». Вес фасада рассчитывался студентами «слоя» фасада и также принимался во внимание при сборе нагрузок. Ниже эти процессы демонстрирует схема взаимодействия-переплетения "слоев":
Процесс обучения
Дмитрий Чубрик обеспечил отличную основу в обучении студентов Revit, хотя, конечно, за такой короткий срок по-настоящему изучить программу невозможно. Альберт Сумин дал несколько мастер-классов по моделированию фасадов в Revit и в целом курировал вместе со мной весь семестр. Отмечу, что Альберт также предоставил ребятам свой плагин расчета инсоляции, который получил развитие в том самом BIM-интенсиве.
Сам расчет (в итоге была выбрана наиболее характерная рама, а не все здание целиком) выполнялся также Александром в Autodesk Robot Structural Analysis, а результаты расчетов были разобраны в аудитории.
Фрагмент расчета студента-"конструктора" |
Артефакт SketchUp |
Иногда ArchiCAD помогал через IFC показать зоны Revit |
О формате проекта
Команда №1 |
Команда №2 |
Команда №3 |
Команда №4 |
Выводы
Выводов можно делать очень много. Начиная от организационных и заканчивая совершенно техническими. Вроде бы можно сказать, что опыт оказался успешным. Но в реальности ни один компонент задания (кроме анализа) нельзя было назвать хоть сколько-нибудь качественным. Все в последний момент, из последних сил и т.д. Главная причина "провала" - организационный просчет, ответственность за который возлагаю на себя. Мы запланировали слишком сложносочиненное задание.
При всем вышесказанном, ребята отлично поработали! Надеюсь, им тоже понравилось.
При всем вышесказанном, ребята отлично поработали! Надеюсь, им тоже понравилось.
Сначала поговорим об освоении студентом проектирования на основе BIM. Создание проектной информационной
модели здания – это совершенно нетиповой процесс, с которым знаком не каждый
профессионал. Для учащегося порядок построения модели и количество шагов могут
показаться слишком замысловатыми и без явного результата.
Стоит упомянуть и увеличение времени для подачи, особенно при обучении репрезентации модели. Количество данных в модели значительно превышает содержание традиционного чертежа, однако это лишь усложняет её «читаемость». Парадокс состоит в следующем: в случае традиционного плана и умозрительной модели проектировщик отталкивается от конечной формы репрезентации, уже готового к коммуникации продукта.
Мои комментарии к планшету |
Александр Осипов комментирует финальные результаты |
На основе опыта рассмотренного выше учебного задания можно выделить следующие ориентиры для развития образовательных программ в области BIM: поиск новых видов репрезентации; интегрированное проектирование на базе цифровой виртуальной модели; изучение языков моделирования смежных дисциплин и выработка общего, унифицированного BIM-языка.
Очевидно, что требуется серьезная корректировка как содержательной стороны задания, так и организационно-методической. Одним из самых проблемных мест оказалось самоорганизация студентов на продолжительном, сквозном проекте. Любое замедление темпов одного участника команды приводило к отставанию всей группы.
Аналогия из области разработки ПО. Потестировать прототипы мы так и не успели |
Изначальная мысль о тестировании не нашла реализации: банально не успели. Изначальный план - тестирование прототипа в игровом формате на базе Revizto.
Программа и график, задания, работы дневники студентов
- График (фактический)
- Задания
- DC04-01 - Изучение ситуации
- DC04-01-1 - Изучение ситуации. Завершение
- DC04-02 - Программа
- DC04-03 - Совместная работа
- DC04-03-01 - Оболочка
- DC04-04 - Визуальная риторика
- Работы студентов (восклицательным знаком отметил те дневники, которые более подробно рассказывают о процессе). Обращаю внимание читателей на комментарии студентов - это была очень ценная обратная связь. И в первую очередь она касалась не софта, а совместной работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий