пятница, 15 июня 2018 г.

Об образовательном BIM форуме России, прошедшем в январе

В конце января прошло мероприятие под названием "Образовательный BIM форум России". Было немало интересных докладов, все посмотреть так и не смог, привожу всего лишь несколько. Пробую дать свой комментарий с точки зрения архитектурного образования: много критики и, к сожалению, не очень складно.
Заинтересовавшие доклады
Денис Жеребятьев "Технологии BIM в решении задачи реконструкции утраченного культурного наследия"

Андрей Дермейко "Примеры использования BIM - технологий в проектировании"

Андрей Яременко "Принципы технологии OPEN BIM"

Замечания
Процитирую организаторов форума:

"Рынку проектирования и строительства нужны новые кадры, понимающие логику и основы технологии информационного моделирования. Цель «Образовательного BIM форума России» - информировать о технологиях информационного моделирования и их популяризация в РФ, дать старт преподавателей до уровня самостоятельного преподавания курсов по BIM-технологиям в своих учебных учреждениях, создать условия для минимизации расходов на проведение проекта с целью обеспечения его доступности для регионов.

Организатором мероприятия выступают компания Autodesk, проектный офис «Школа новых технологий», Академия Новых Технологий при поддержке Департамента информационных технологий г. Москвы и Департамента образования г. Москвы."


Далее планируются и уже частично реализуются бесплатные вебинары по разным дисциплинам - их можно увидеть на YouTube-канале организатора.

Т.е. судя по разнообразию докладов организаторы ставили задачу показать всю картину BIM-технологий (на примере решений Autodesk) перед преподавателями и студентами. Пересмотрев несколько раз программу выступлений, я обнаружил, если не ошибаюсь, лишь одного преподавателя. Такой вот образовательный форум без представителей образования. (кстати, я был приглашен выступить, но по техническим причинам не сложилось). А вот сам формат события невольно натолкнул на не очень радостные размышления.

***
В первую очередь, очень отрадно видеть большую работу, проделанную организаторами форума и участниками - видными специалистами. Это очень ценно для отрасли. Далее критика.

Меня удивило полное игнорирование опыта МГСУ, МАрхИ, МАРШ, Сибстрин и др. вузов - пусть сами между собой обсуждают. В целом сам предмет форума - образование - куда-то улетучился.
Например, преподавание такой сложной системы как Revit для архитекторов не требует какой-либо разработки. Достаточно описать типовые процессы (сделать план, сформировать экспликацию и тп) и предоставить соответствующие инструменты.

BIM-вендоры и эксперты часто заявляют о коренных изменениях в отрасли и самой организации проектирования, но при этом довольно мало обсуждается, какие именно коренные изменения должны претерпеть образовательные программы высшей школы, раз сам предмет преподавания, по идее, уже устаревает (?). Я вижу необходимость заниматься развитием профессиональных навыков нового типа уже в вузе, обновляя необходимые компоненты программы обучения.

Autodesk CIS, по-видимому, отказался от образовательных инициатив на уровне вузов (может, и к лучшему - у вузов оказывается больше пространства для самореализации), и все выливается в развитие англоязычных онлайн-ресурсов, которые при более внимательном рассмотрении, непросто адаптировать под наши реалии. Возможно, я что-то проглядел, упустил из виду. GRAPHISOFT проявляет некоторую активность, но скорее в режиме презентаций новых версий. По идее, надо было бы ждать плодотворного сотрудничества с российскими вузами от Renga, однако, разработчики справедливо заняты интенсивным развитием самого продукта - им нужно догонять основных игроков рынка. Идейного и методологического участия BIM-вендоров в формирования BIM-программ в российских вузах нет.

Единственный очень позитивный момент сегодня - это бесплатный софт для учебных заведений, который любезно предоставляют, например, Autodesk или GRAPHISOFT. Любой вендор, поставляющий даже за символические деньги свои решения для академических целей, создает в российском вузе (за исключением, наверное МАРШ) невероятные подчас бюрократические процессы. 
***
Все эти в основном негативные наблюдения заставили задуматься о том, как быть с образовательными программами по таким технологиям. Их внедрение - непростая задача, об этом я не раз писал. Очевидно, что понимание BIM, по которому толком нет методичек или переизданных много раз толстых учебников, формируется только в области профессиональной практики. Отсюда и логичное игнорирование какого-либо опыта вузов: что преподаватель может придумать эдакое, если он не работает каждый день в этой области?

Есть редкие случаи - сейчас я наблюдаю подобное в МАРШ и МАрхИ (кафедра КПП) - когда специалисты сами идут в образование. Спрос на технически подготовленных молодых профессионалов закономерно формируют коммерческие организации. Но развитие самой профессии и, например, такого культурного феномена как архитектура (другие области не могу обсуждать) мало кого волнуют. Конечно, есть исключения, но их совсем немного.

Поэтому необходимость настоящей проблематизации и обучения, и профессиональной деятельности растет с каждым днем. Маловато независимых экспертов по BIM- и digital-тематике в архитектурном проектировании, тогда как независимых экспертов в области архитектурного образования гораздо больше, просто digital обсуждается не очень активно или слишком поверхностно.

В принципе назревают вопросы к современному проектному процессу, где, как мне кажется, нарастает конфликт между скоростью изменений, буйным ростом технологий, качеством проектирования, особенностями человеческого мышления и культурными вопросами. Так что самое время задумать пусть небольшой, но настоящий образовательный форум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий