Wednesday, January 18, 2017

4 зарубежных статьи о BIM в образовании

Фото Анатолия Белова, 2004. Чертежные столы в МАрхИ
Дисциплина "Цифровые навыки" в бакалавриате МАРШ заставила меня серьезнейшим образом задуматься о традиционном преподавании черчения в архитектурном проектировании и современных BIM-тенденциях. С чего же начинать обучение цифровым технологиям? Этот вопрос по-прежнему актуален. Так как обсуждение зарубежных методик внедрения BIM в программы отечественной архитектурной школы почти отсутствует (или же я ищу в неправильных местах), я выполнил для себя небольшой обзор 4 научных статей, найденных в сети. Ниже размещаю выжимку из статей, ссылку на документ с цитатами и свои общие размышления.

Текст заметки буду еще редактировать и оформлять. Сейчас это черновик.

Вот сам список статей, которые привлекли мое внимание:
  • О стратегиях (точнее методиках) преподавания BIM. Обзор научных статей, посвященных образовательным BIM-программам, довольно подробный. Abdirad H., Dossick C.S. (2016). BIM curriculum design in architecture, engineering, and construction education: a systematic review. // Journal of Information Technology in Construction (ITcon), Vol. 21, pg. 250-271. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itcon.org/2016/10 (02.01.2017)

  • О текущих трендах в BIM-образовании. Поиск теоретической основы и “уровни изучения”. Подробный обзор научных статей, на этих авторов очень часто ссылаются. Примечательны методические приемы по работе над реальными проектами, по вовлечению студентов и профессионалов. Barison, M. and Santos, E. (2011) BIM Teaching: Current International Trends. // Gestão & Tecnologia de Projetos, 6(2), pp.67–80.

  • Модули коллаборации и координации в обучении BIM, в т.ч. между арх и инж (Технологический институт Иллинойса). Рассматриваются компетенции по двум модулям. Интересна конкретика тем и навыков-компетенций. Bozoglu J. (2016) Collaboration and coordination learning modules for BIM education. // Journal of Information Technology in Construction (ITcon), Special issue: 9th AiC BIM Academic Symposium & Job Task Analysis Review Conference, Vol. 21, pg. 152-163. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itcon.org/2016/10 (02.01.2017)
  • Перемены мышления в образовании с появлением BIM. Скорее эссе, чем научная статья. Яркое заявление: “план мертв”. Ambrose M. A. (2012) Agent Provocateur – BIM In The Academic Design Studio. // International Journal of Architectural Computing, 10(01), 53–66 pp.
Итак, судя по содержанию статей, BIM в заграничных образовательных программах по современным меркам цифрового общества существует уже давно. С 2006 по 2009 годы активно развивались учебные программы в США, еще раньше в Технологическом институте Джорджии идет работа под руководством Чарльза Истмена.

После изучения текстов стало ясно, что довольно распространен принцип работы с готовым или почти готовым BIM-проектом. Об этом приеме в разных контекстах пишут все авторы. Более того, полезным для студентов Барисон и Сантос (Barison, M. and Santos, E. (2011)) называют погружение в настоящий BIM-проект под присмотром профессионалов, которые и создавали модели.

Задействование BIM-навыков в других предметах крайне важно для их усвоения студентом - иначе полученные навыки быстро забудутся. Чаще приводят пример внедрения BIM в программу проектной студии. Насчет этого у меня есть сомнения, хотя чередование различных медиа (в т.ч. ручные эскизы и макеты) и BIM может дать хороший результат.

Интересное наблюдение по совместной работе в 2 статьях (Abdirad H., Dossick C.S. (2016) и Barison, M. and Santos, E. (2011)): необходима ротация ролей среди студентов в групповых заданиях. В таком случае уместен не сквозной проект, а серия ситуаций-кейсов. Здесь же стоит упомянуть о чисто психологических проблемах групповых заданий. Не все студенты будут активно сотрудничать между собой: некоторые довольно быстро встанут в позу и не захотят идти на компромисс. Немаловажны сами помещения для занятий: расстановка мебели в классах должна способствовать эффективному взаимодействию. В МАРШ, кстати, компьютерные классы не совсем для этого предназначены, я бы предпочел свободную расстановку столов и ноутбуки.

В статье Agent Provocateur – BIM In The Academic Design Studio меня задело, а потом заставило задуматься провокационное утверждение "план мертв". Причем автор цитирует Тома Мейна, человека уже пожилого. По мнению автора, назревает конфликт между архитектурной школой, где учатся посредством чертежа и оценивают чертежи как главный проектный продукт (хотя я немного утрирую), и практикой, которая ждет знания и навыков работы с цифровыми, виртуальными копиями зданий.


Выдержки из статей (тезисы + англ.цитата)


Теперь перейду к своим общим размышлениям. Весь фокус текстов находится на людях, на формах коммуникации и совместной работы, проблемах восприятия и обучения. Про сам софт в статьях почти ничего нет.

Активность в отечественной образовательной сфере со стороны профессионалов архитектурно-строительной отрасли довольно слабая (но есть и исключения), хотя заявлений о том, что вузы должны готовить специалистов нового уровня, предостаточно. Наверное, низкие зарплаты и обилие немотивированных студентов и преподавателей отпугивает практиков. За границей явно ситуация лучше.

В целом, меня поражает, насколько размыты границы понимания BIM (вспоминается похожая история с PLM), как разросся некий туман вокруг BIM-технологий, который не дает простому смертному взять и понять, что же это такое с первого раза. Видимо, сама отрасль, особенно ее проектный сегмент, часто работает с "плохо формализуемыми" проблемами (Designers deal with ill-defined problems (Eastman, Charles M. 1969. “Cognitive Processes and Ill-Defined Problems: A Case Study from Design.” Proceedings of the International Joint Conference on Artificial Intelligence: IJCAI, vol. 69, pp. 669–690.). BIM требует подключения большого массива опытного знания: здесь и возникают проблемы восприятия студентом этой технологии как ценности.

Имеет смысл сравнить BIM с похожей технологией - ГИС. Геоинформационные системы, в моем понимании, проникают в образовательную и профессиональную среду куда быстрее, т.к. ГИС а) не столь трудоемки по изучению и сразу могут быть применены в практике б) чаще всего работают с готовыми массивами данных в) соединяют тебя с “окружающим миром” через тонны "живой" информации. BIM на этом фоне выглядит довольно неуклюжим, ведь до реальной пользы от подробной базы данных еще нужно пройти трудоемкий путь педантичного моделирования. Если попытаться добавить в BIM-проекты вышеупомянутые "плюсы" ГИС, как мне кажется, в образовании тема BIM получит правильный импульс. Сейчас все силы уходят на рутинное моделирование с нуля и "допиливание" чертежей.

На примере небольшого учебного курса в магистратуре МАРХИ было видно, насколько быстро базовые навыки работы с открытыми геоданными и ГИС находят свое применение в работах магистрантов. Довольно сложно представить себе, если бы за такое же короткое время студенты начинали использовать ARCHICAD или Revit в учебных проектах.

При том, что многие студенты используют BIM-инструменты с давних пор (когда я учился, был популярен ARCHICAD), особенного драйва в области отечественного BIM со стороны недавних выпускников я не замечаю. Уровень рефлексии низкий (что хорошо, что плохо, почему так или эдак) - причина кроется, в моем понимании, в самих преподавателях и образовательной программе, в самом положении науки и школы в обществе. Такая же слабая рефлексия обнаруживается и у подавляющего большинства профессионалов. Так что будем работать над собой в первую очередь, а там с BIM разберемся.

No comments:

Post a Comment