С удовольствием публикую необыкновенно содержательный отзыв Николая Новикова (КГАСУ), который любезно согласился оценить итоги "Цифровой культуры". Пользуясь случаем, размещаю ссылку на замечательный разговор о цифровых инструментах проектирования коллег Н. Новикова - казанских архитекторов-преподавателей.
Отзыв
на публикацию результатов модуля “Цифровая
культура”
Московской архитектурной школы МАРШ,
которые его автор Евгений Ширинян опубликовал в своем блоге http://prosapr.blogspot.bg/2015/11/blog-post_24.html.
Подготовка отзыва основывалась на
знакомстве с материалами: видео лекции авторов модуля “Цифровая культура” Сергея Неботова и Евгения Шириняна в
клубе “Родня”, 5 программ-заданий к практическим занятиям, 10 примеров дневников
студентов за 2013, 2014, 2015 годы. Поскольку я уже ранее был знаком с
публикациями Евгения Шириняна в его блоге “ПРОСАПР”, то и эти знания повлияли
на содержание моего отзыва. Должен сказать, что мне всегда было интересно
узнавать, как другие архитекторы организуют свою профессиональную практику и
свои офисы. Поэтому жанр блога “ПРОСАПР”, который Евгений определил для себя как "бортовой
журнал" его авторских исследований цифровых технологий и осмысления опыта
использования этих инструментов в собственной архитектурной практике, мне очень
симпатичен и интересен.
Предмет, цели и задачи модуля
Собственно,
и модуль “Цифровая культура” больше похож на
лабораторию по изучению места цифрового моделирования в современной
архитектурной практике, чем на устоявшийся, систематизированный учебный курс
взаимосвязанных работ. В отличие от академических курсов, имеющих дидактическую
направленность, ведущие преподаватели модуля “Цифровая
культура” вместе со студентами проводят серию экспериментов, исследуя каким
образом, цифровой инструментарий встраивается в современную архитектурную
практику. Программы практических занятий модуля изменяются от года к году,
следуя за развитием целей и задач исследования авторов. В практических занятиях
2013 года больше внимания уделялось пропедевтическим заданиям (“Репрезентация
объекта”, “Анатомия формы”), которые предшествовали проектной студии. Задание “Система
описания” выполнялась на материалах проектной студии. В 2014 и 2015 годах центр
внимания сместился на изучение инструментов цифрового моделирования в условиях
командной работы – задания “Лексикон квартала” и “Модель настоящего”. Жанр этих последних работ
можно определить как исследование проектом.
Цель исследований и экспериментов в архитектурном
образовании, проводимых в рамках модуля “Цифровая культура” – разобраться самим и помочь сориентироваться
студентам в многообразии цифрового
инструментария, “критического понимания особенностей программных
пакетов, способности выбирать пакет, подходящий для конкретной задачи”
применительно к реальной архитектурной практике в России. Я
не знаю ещё кого-то, кто бы, находясь внутри профессии архитектора, систематически
этим занимался и публиковал результаты своих исследований.
Поскольку это малоизученная сторона нашей профессии, здесь очень
сложно ограничить предмет исследования, и, следовательно, предмет модуля
“Цифровая культура” и его место в образовательном курсе школы МАРШ.
Действительно, если мы попытаемся ответить на вопрос, как
сегодня работает архитектор, то мы сразу поймём, что мы не сможем ограничиться
цифровым инструментарием или цифровым моделированием. Наряду с цифровым
моделированием, цифровыми моделями в архитектурной практике мы обнаруживаем
текстовые описания или, как ещё говорят, вербальные модели, физические модели и
“неточные” ручные графические изображения. Поэтому логично, что в своих
практических занятиях разработчики модуля обращаются к архитектурным диаграммам,
другим “неточным” моделям. Здесь мы выходим за границы цифрового моделирования
и оказываемся в предметной области архитектурной презентации и архитектурной
репрезентации.
Инструментарий оживает в руках архитектора, и здесь мы
сталкиваемся с необходимостью описать круг всех участников проектного процесса.
А сегодня это –
многочисленная проектная команда, иногда достигающая десятков участников
проекта. Поэтому на практических занятиях последних лет появляются задания, которые выполняются не
только индивидуально, но проектными командами. Опять выход за границы цифрового
моделирования в область организации и психологии совместной творческой
деятельности.
Наконец, третьим и очень важным компонентом проектного
процесса выступает рабочая среда. Авторы модуля “Цифровая культура” часто говорят о различных средах цифрового
моделирования, имея в виду программные продукты. Но столь же важна и
пространственная среда – окружение,
в котором выполняется тот или иной проект. Как должна быть организована и
технически оснащена рабочая среда для проектирования в команде, в том числе с
удалёнными участниками проектного процесса? Еще один существенный аспект
архитектурной практики, с которым столкнулись студенты, выполняя 5 задание –
“Модель настоящего”. И это снова
расширение предмета модуля в области информационных технологий,
психологии творчества, организации проектов.
Автором модуля предстоит непростая задача: сохраняя содержательные связи со всеми этими пограничными областями архитектурного проектирования, суметь выделить собственный предмет модуля, обеспечить его автономию в общем образовательном курсе школы МАРШ.
Автором модуля предстоит непростая задача: сохраняя содержательные связи со всеми этими пограничными областями архитектурного проектирования, суметь выделить собственный предмет модуля, обеспечить его автономию в общем образовательном курсе школы МАРШ.
Теоретическая и практическая
значимость модуля
Рассматривая во взаимосвязи: участников проектного процесса,
архитектурный инструментарий и рабочую среду мы оказываемся в области изучения
и исследования методологии архитектурного проектирования. Сегодня за редким исключением, мне известно очень мало
работ, которые системно ведутся в этой области: Евгения Репина и Сергей Малахов
(Самара) – направление
инновационного проектирования, Данияр Юсуров (Санкт Петербург) – тренинги “Проектного мышления”, Софья Ислеева
(Самара) – исследование
роли фотографии в архитектурном проектировании, Анна Акатьева (Казань) –
исследование архитектурной презентации,
Анна Новикова (Казань) – исследование
сетевой формы организации практики.
Исторически
внедрение информационных технологий в архитектурное проектирование пришло из
вне –
от разработчиков программных продуктов. Соответственно, и преподавание
дисциплин, связанных с информационными технологиями, для архитекторов ведётся
специалистами с инженерным бэкграундом. Значение исследования, проводимого
авторами модуля “Цифровая культура”,
для методологии архитектурного проектирования состоит в том, что здесь
цифровой инструментарий рассматривается изнутри профессии как часть
архитектурной практики. Формируется критическое понимание особенностей программных пакетов,
способности выбирать инструмент для решения той или иной проектной задачи.
С практической точки зрения, для меня наиболее интересным моментом
исследований показалась документация проектного процесса в виде технологических
карт. Ведение студентами “бортового журнала”
– технологических
карт проектного процесса показывает, на каких стадиях или этапах проектирования
выполнялись те или иные чертежи, проекции или модели, и с использованием каких
программных пакетов, на каких стадиях и для каких проектных задач эффективнее
применять ручную графику и физические модели,
а когда – цифровое
моделирование. Пока в студенческих дневниках этому уделено недостаточно
внимания.
К ранее уже высказанным критическим
замечаниям о расширенном толковании предметных граница модуля “Цифровая
культура” и неопределенности его места в образовательном магистерском курсе
хотел бы добавить следующее рассуждение: Фактически магистерский курс – это последипломное образование, на
который приходят дипломированные архитекторы (степень бакалавр или специалист)
с различным бекграундом, в том числе в цифровом моделировании. На мой взгляд,
для магистерских программ было бы эффективнее выстраивать индивидуальные
траектории учебного процесса для каждого обучающегося с учетом его индивидуальных
склонностей и бекграунда. Из студенческих дневников к заданию “Модель настоящего” следует, что фактически
такое разделение ролей (двое из
группы выступали BIM менеджерами) в командной работе складывается естественно.
В заключение могу сказать, что авторами модуля “Цифровая
культура” в течение последних трех лет ведутся работы по одному из перспективных
направлений исследования архитектурной практики. Полученные результаты
представляют интерес не только для образовательного курса Московской
архитектурной школы МАРШ, но и для других российских архитектурных школ, и
могут быть рекомендованы для подготовки самостоятельной магистерской программы.
Николай
Новиков,
кандидат
архитектуры,
Архитектурная
практика Новиковых
Комментариев нет:
Отправить комментарий