Недавно ко мне обратилась редакция небольшого САПР-издания с просьбой прокомментировать ситуацию с импортозамещением в сфере САПР. Я было отказался, но потом эти вопросы заставили меня задуматься и дать свою оценку происходящему. Публикация совпала с
статьей Д.Левина и в чем-то перекликается с ней.
Я же в своей заметке даю выдержку из
интервью - т.е. самые, на мой взгляд, критические для архитектурного образования моменты.
Введение
Попробую ответить с позиций молодого архитектора и преподавателя, и поэтому области ВПК и разных больших предприятий останутся вне моего фокуса. Сразу хочу отметить, что не испытываю особого воодушевления от санкций, общего фона — фактического и эмоционального. Поэтому предлагаю сейчас рассматривать мои комментарии как спекуляции.
Не буду так же затрагивать свободное ПО, как и отсутствие отечественной ОС и «железа», хотя порассуждать о возможностях QGIS или Blender'а было бы интересно.
Исчезновение
Хотелось бы отметить, что само исчезновение какого-либо инструмента примечательно. Нам приходится переосмыслять и сам инструмент, и саму задачу, которую инструмент должен был решать.
Один из ярких примеров «переосмысления» я наблюдаю, как мне кажется, в области управления данными о продукте или проекте. Развитие небольших и изящных, зачастую остроумных приложений в совокупности с заимствованиями методов соцсетей дают очень неплохие результаты, если мы сравним сервисы вроде Dropbox с более тяжелыми, классическими PDM-системами.
Вполне очевидно, что сейчас полная замена иностранного на равноценное отечественное невозможна. Возможны альтернативные пути, технологии, которые дают иное решение проблемы. Здесь надо устраивать мозговые штурмы, делать исследования, эксперименты.
Вторичное
У нас, в архитектурно-строительном секторе образования (буду говорить о МАрхИ), идет простая эксплуатация продуктов маркетинга заокеанских компаний, без особой рефлексии. Особенно это ощущается в случае с Autodesk. Я не призываю в стенах института изобретать новый ArchiCAD или Revit, но какую-то самостоятельность мышления, способность критически оценивать влияние того или иного BIM-пакета на учебное проектирование развивать необходимо.
И здесь нам тоже можно поучиться у современных европейских вузов — возьмите, к примеру, ETH Zurich, из стен которого вышел CityEngine, предтеча InfraWorks.
Технологии: кругозор и горизонт
Современный проектировщик, желающий использовать цифровые технологии в своей работе, должен обладать широким кругозором и незатуманенным взглядом. Недавно в МАРШе и МАрхИ давал самые азы на примере QGIS и открытых данных из OpenStreetMap. Некоторые просто хватались за голову, увидев манипуляции с картографическими данными в ГИС, и восклицали: «Сколько же было потеряно времени впустую!». Таких примеров можно приводить немало. Не надо бояться эклектики — бери от каждой технологии лучшее.
Смысл инвестиций в иностранные продукты и их изучение есть. Если отбросим довольно туманные вопросы безопасности данных, то большая компания (как и образовательное учреждение) должна иметь широкий кругозор в технологиях, чтобы быть конкурентоспособной. Даже опыт работы с одним инструментом, на мой взгляд, дает в последующем определенный «горизонт», приходит новое видение ситуации.
Повторюсь, в той или иной степени губительно замыкаться на одном вендоре, тем более отечественном, т. к. в основном — они догоняющие в области архитектуры и строительства.
Заключение
В качестве выводов я бы обозначил трех китов осмысленного использования (а может быть - и создания) цифровых технологий в архитектурном образовании.
Кругозор - дает широту выбора технологий
Горизонт - стремление увидеть "горизонт-потолок" технологии, вред и пользу
Позиция - аргументированное отношение к той или иной технологии
Как-то так