понедельник, 18 марта 2013 г.

О гостевой встрече в MAL


"Протоинформационная" модель в SketchUp
Как вы уже успели заметить, недавно я сообщал о проведении интенсива по SketchUp, и он, собственно, состоялся. Но перед этим интенсивом ребята из MAL предложили провести встречу, я же воспользовался случаем и подготовил небольшой доклад о своем видении такого пакета, как SketchUp.Также была интересная лекция о Rhino Леши Королева, но о ней, к сожалению, рассказать не успеваю.
На протяжении минут 25 мы разбирались с различными вариантами применения этого незатейливого инструмента для моделирования. Я делал постоянные ссылки на BIM-пакеты, NURBS-моделлеры и т.д., таким образом пытаясь задать общий контекст в мире САПР. О достоинствах SketchUp я говорить не буду, о недостатках уже была заметка.
Приведу еще раз знаменитую картинку тех.процессов проектирования в бюро SOM. SketchUp где-то в начале пути.
Источник: Architectural Design: Closing the Gap

Сама лекция носила название "SketchUp: уровни проектирования", и поэтому я невольно поставил перед собой вопрос не конкретной программы для моделирования, а современного проектного процесса и некоторых его аспектов, где пока нет полной, как мне кажется, ясности для молодого архитектора.
Итак, я выделил бы четыре основные сферы адекватного использования SU, как то:
  • Программирование функции объекта (что-то вроде составления ТЗ)
  • Концептуальное моделирование (поисковые модели)
  • Возведение и устройство объекта (строительство)
  • Академические проекты
  • Модель как средство коммуникации
 Проиллюстрируем теперь это примерами.

Программирование функции
Не знаю, как верно перевести термин "programming" на русский, однако, здесь SketchUp применяется очень часто. Кубики в SU делать очень просто, а красить их еще проще. Соотвественно, мы можем получать отчеты по объемам и площадям объектов модели - быстро и просто. То, что нужно.



Все эти скриншоты я сделал из замечательной книги, посвященной проблеме программирования в архитектуре. О ней немного писал здесь. Как вы можете видеть на первом скриншоте, для визуализации программы здания использован SU. Об этом же говорится и в самой книге.
Уже в другой книге описан элегантный способ применения динамических компонентов с последующим экспортом в Excel.
Эти простенькие компоненты позволяют задавать этаж, площадь и функцию
Должен добавить, что тему программирования объекта и BIM постараюсь рассмотреть более прицельно.

Концептуальное моделирование
Наверное, нет надобности приводить многочисленные примеры эскизных моделей,  но очевидно одно: в SU быстро и просто модифицировать несложную геометрию и сразу же получать приятную и, главное, понятную графическую визуализацию.
Отображение модели в SketchUp одно из самых наглядных. Хотя должен заметить, что и другие пакеты (например, Revit) уже озаботились наглядной визуализацией модели.

Возведение и устройство объекта
Взрыв-схема - наиболее наглядный пример отображения устройства объекта. Отказ от всемогущей триады "план-фасад-разрез" и заимствование опыта машиностроителей приводят к простым и понятным IKEA-подобным схемам. Здесь возможно как более концептуальная декомпозиция объекта (например, по функциональным слоям), так и буквальная (тогда объект "разбирается " по строительным элементам). Главным девизом становится "Моделируй так, как будешь строить", или "Моделируй так, как будешь разбирать".
Замечательная книга о prefab-домике
Детализированные модели и трехмерные схемы узлов конструкций, сочленений заменить рабочие чертежи пока полностью не могут, но гарантируют в большей степени надежность передачи вашего проектного замысла строителю. Привожу скриншоты из книги Cellophane House:
Вот она, детализация

Конструктивные системы объекта
 Очень советую посмотерть видео об этом проекте на сайте MoMA:



Это проект примечателен тем, что дом создан из алюминиевых конструкций, которые обычно используют для складов. Принцип сборки является оптимальным для множества CAD-пакетов. Дом из глины и дом из металлокаркаса - две крайности.
И SU здесь не является исключением. Примерами сборки и последующей репрезентации могут послужить следующие посты: о взрыв-схеме и схемы устройства изделий по мебели.
Здесь важно отметить уровни применения SU - детализированные узлы, или изделия, или же принципиальное устройство объекта. С высокой детализацией объекта (особенно, офисного здания, молла, жилья) SU не справится и не обеспечит управление множества элементов (например, поменять все размеры окон сразу). Короче говоря, бесмысленно, на мой взгляд, пытаться сделать из SU полноценный BIM-инструмент.

Академические проекты
Академические проекты, или те проекты, которые разрабатываются в рамках образовательной среды, - хороший полигон для тестирования новых технологий. SU я бы не стал относить к продвинутым технологиям, но именно SU обладает, как мне кажется, рядом особенностей, освоив которые, студент легко переключится на BIM-пакет. Принцип объектов (группы и компоненты) в SU - пускай и не слишком интеллектуальных - позволяет моделировать сборки. Сборка может быть подразделена на элементы, а в масштабе здания это могут быть модель здания, модели вариантов фасадной оболочки, модель ситуации. Кое-что мне удалось проработать на дипломном проекте прошлым летом.
С разрешения Насти Коневой выложу ее дипломный проект и некоторые скриншоты рабочих моделей.
Файл модели здания. Справа - список групп и компонентов
Стиль отображения по цветам слоям для координации файлов

Один из вариантов фасада. Отдельный файл
Полная сборка: модель здания вставлена в модель ситуации

В 3dsmax собирались все части модели, перенастраивались материалы для рендера
Финальные планшеты диплома. Можно увеличить
В двух словах: разделение на файлы позволило вести работу параллельно, уменшить размер файлов, легче контролировать импорт в 3dsmax для последующего рендеринга.
Попробовал составить карту процесса
Модель как средство коммуникации
Так как SU имеет бесплатную версию, а научиться открывать и просматривать модель очень просто, то сам файл модели можно рассматривать как пространство коммуникации. О таком опыте коммуникации "без чертежей" я недавно писал в посте про выставку в ЦДХ.


Заключение
Содержание лекции я изложил не совсем точно, но общий смысл вам понятен. К сожалению, сейчас в тексте я не могу передать живую интонацию, а именно она делает рассказ более увлекательным.  Могу сказать точно: подобные встречи с аудиторией очень ценны, и их можно и нужно практиковать регулярно, привлекая профессионалов и студентов. Так получится дискуссия.

UPD 23.03.2013
Выкладываю прекрасные фото Насти Балакиревой:







2 комментария:

  1. Отлично про кетчуп все рассказано.Только вот в (например, поменять все размеры окон сразу), это как раз для него не проблема, просто компонент.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. а вот стены компонент окна не очень-то будет прорезать (Cut Face тут не поможет особенно), а уж тем более сгруппированную геометрию...

    ОтветитьУдалить