Источник |
Проблемы внедрения и освоения САПР, BIM-технологий, генеративных методик - разнообразных "помощников" проектирования заставляют, в первую очередь, задуматься над самим определением или даже сутью проектирования. Мне кажется, что очень плодотворная атмосфера возникает тогда, когда происходит постоянная критическая оценка собственной деятельности и ее результатов, ясности проектного замысла - такая вот обратная связь. Поразительно, но садясь "погонять" генеративные механизмы при создании какой-нибудь оболочки (или более высоких материй), начинаешь ощущать собственный человеческий, очень субъективный механизм мышления.
***
Я совершенно отчетливо чувствовал при проектировании какого-либо объекта в bim-среде, что я не придумываю в этот момент, не режу макет, вертя в руках твердый и тонкий картон или легкую бальзу, а занимаюсь проектированием оптимального механизма, который должен четко и быстро выдавать мне отчеты. чертежи, похожие на мой туманный замысел 3D-модели и к тому же быть понятным другим людям, особенно если это уникальный, не типовой проект. Вот поэтому я воспринимаю процесс работы в bim-пакете как работу со сложным механизмом, при том довольно-таки непослушным. И поэтому для меня очевиден информационная перегрузка при попытке проектировать все и сразу в bim-пакете. Замысел должен быть уже очерчен.
***
Источник указан в ссылке ниже |
Кстати, недавно в голову пришло возможное решение "тугодумства и 2.5D" некоторых bim-пакетов, которое, оказывается было опробовано другими людьми. Очень советую обратить внимание на этот пост. И параллельность процессов моделирования основной BIM-модели и поисков решения в других пакетах или даже средах этим людям не кажется странной. Потому что критически оценивают.
***
Источник |
Огромное впечатление на меня произвел номер A+U за 2005 год, посвященный зданию CCTV, построенному по проекту OMA. Само здание мне кажется уж очень не "по фен-шуйю", но сложность объекта налицо. И эту сложность необходимо отобразить каким-то образом, репрезентовать, так как, если мы просто покажем все, то никто ничего не поймет, и главное - мы сами.
Выпуск разделен на главы. Каждая глава и ее подразделы посвящены различным аспектам этого проекта именно как комплексной проблемы. Примечательны некоторые из этих аспектов: например, макеты вариантов структурной оболочки, или циркуляции посетителей. Каждый макет, схема, визуализация несут свою конкретную функцию. Для А. Бауска специально выкладываю ссылку на некую презентацию о конструкции CCTV- CCTV Building, A Structural Design Overview. Должно быть интересно...
Макет циркуляции людских потоков. Источник |
Схемы компонент программы здания. Источник. |
Поиск оптимального решения сетки. Тектонично. Источник |
Тест на физического макета на сейсмическую устойчивость. Источник |
На мой взгляд, при проектировании такого рода объектов, двигаться можно лишь с разных сторон, выбирая для кажого аспекта оптимальный инструмент - от ручных эскизов и макетов до самооптимизации конструкции под воздействием нагрузок. Здесь замысел становится той комплексной проблемой, которая не может решаться в одной плоскости. И сознательное разделение будущего объекта на различные модели-схемы - физические или виртуальные - прием, распространенный в известных европейских бюро. Например, известная экспозиция работ H&dM с огромным количеством макетов оказывается очень наглядным примером такого разделения.
***
В завершении хочется обратить внимание читателя на проблему "осязаемости" замысла, причем осязаемости не только физической, но и визуальной. Как быстро мы можем отобразить нашу задумку в цифровой среде и насколько она будет "производить впечатление на других"?
Недавно на Стрелке проходил воркшоп "The WHy Factory: Copy/Paste" под руководством Винни Мааса и Александра Свердлова. Безусловно, это совершенно хипстерский подход, но все же:
По-моему, забавно. И есть в этом некая философия.
Работая с рендерами(очень редко) и моделированием, я задаю часто себе вопрос: насколько быстро и точно может отобразить ПО мой замысел и сколько сил на это надо потратить? Рендер очень похож на "черный ящик" (нередко сравнивают и генеративные процессы с black box'ом), куда что-то попадает и потом что-то появляется. Несмотря на вроде бы физическую корректность новых рендеров типа Maxwell, достичь некоторых художественных эффектов с помощью ползунков и галочек в опциях оказывается очень сложно. А в каком-нибудь отнюдь не параметрическом и твердотельном фотошопе те, кто неплохо рисуют или пишут, быстро достигают необходимого результата.... Так где рождается замысел и как ему помочь?)
Работая с рендерами(очень редко) и моделированием, я задаю часто себе вопрос: насколько быстро и точно может отобразить ПО мой замысел и сколько сил на это надо потратить? Рендер очень похож на "черный ящик" (нередко сравнивают и генеративные процессы с black box'ом), куда что-то попадает и потом что-то появляется. Несмотря на вроде бы физическую корректность новых рендеров типа Maxwell, достичь некоторых художественных эффектов с помощью ползунков и галочек в опциях оказывается очень сложно. А в каком-нибудь отнюдь не параметрическом и твердотельном фотошопе те, кто неплохо рисуют или пишут, быстро достигают необходимого результата.... Так где рождается замысел и как ему помочь?)
"насколько быстро и точно может отобразить ПО мой замысел" - Тут основной вопрос: а для кого? Для конечного пользователя, для обывателя? — А нинасколько! Вот вообще никак. Твой замысел — это замысел архитектора, т.е. пространство. Его может описать только выполненное в натуральную величину сооружение. Разве что виртуальная реальность, в шлеме которая, будет более или менее близка к жизни. А картинки, это всего лишь картинки.
ОтветитьУдалитьА архитектору сойдет и план с разрезом :)
Верно подметил. В этом посте я нарочно поставил такой некорректный, пафосный вопрос, чтобы самому разобраться с этим... Насчет понятности замысла другим - в командной работе сплошь и рядом сталкиваюсь с этой проблемой. Что твой напарник намоделил или начертил, что он имел в виду... в общем, для меня это не праздный вопрос.
ОтветитьУдалитьЗабыл, кстати говоря, вставить твою статью на амите. Вылетело из головы. В последнее время никак не могу сконцентрироваться
Надо будет откорректировать пост. или написать новый, более емкий.
ОтветитьУдалитьПро понятность коллегам очень в тему статья про нужность ГОСТа на двж.ру)))) вот с хорошими инженерами проблем во взаимопонимании почти нету. Ибо ГОСТ. а с заказчиком сплошь и рядом.
ОтветитьУдалить"Черноящечность" рендера — как мне кажется, исключительно вопрос опыта визуализации. Не думаю, что у Алекса Романа были такие проблемы.
И еще момент: какой-то очень плавный переход в статье от приемов поискового моделирования к презентационному, я его аж не заметил. Вот переход поискового моделирования в проектирование смазанный, а презентация — это все-таки отдельная песня. Кстати на этом фоне очень забавно смотрится исследование Gero о том, что опытному архитектору не нужны эскизы. И кстати про Леонидова я, кажется, тоже читал, что он садился перед кульманом, продумывал в голове все здание и сразу чертил планы, фасады, разрезы....
спасибо за развернутый ответ.
ОтветитьУдалитьпро ГОСТ - не спорю, однако, ГОСТ касается лишь плоских проекций...
Про рендер - опыт, да. Но почему-то архитектурные бюро и у нас, и на западе отдают рендер на аутсорс, не так ли? айкьюб, или rendertaxi - это все специализирующиеся на архвизе фирмы.
про ненужность эскизов(ручных, цифровых) - это скорее исключение из правил, или в случае четкого понимания задачи. а если проект очень сложный, в голове всего не удержишь!
а пост мой намеренно носит "провокационный", нелогичный характер - так самому понятнее становится. лично я в этих вопросах для себя не нашел 100% решений. надо думать.
да, заметь, это не научная статья!)))
ОтветитьУдалитьДа, не научная, и да, — местами я придираюсь. Но зато какой отличный повод подискутировать! Прошу прощения за менторские интонации, но это, видимо, преподское :(
ОтветитьУдалить- Так именно потому на аутсорс и отдают, что рендер — это для заказчика)
Вернее имхо стоит разделять:
1. Есть визуализации для работы и они довольно примитивны. (я про объемку, интерьер — это еще более отдельная песня) и есть для заказчика.
2. Кроме того уместно вспомнить табличку Дженкса о разных уровнях архитектуры. В нее можно многое дописывать, в числе прочего рендер-аутсорс, свойственный в большей степени большим фирмам, которые не слишком заботятся о качестве архитектуры. https://dl.dropbox.com/u/5836728/Jencks_f.jpg
а на вопрос какой? "где рождается замысел и как ему помочь?)"
хорошо подмечено - рендер рабочий и рендер для заказчика. хотя те же UNStudio также заказывают рендер(для заказчика) сторонним фирмам. например, rendertaxi.
ОтветитьУдалитьда, подискутировать- это хорошо и полезно
ОтветитьУдалить