http://hoklife.com/ - живи в HOK |
Но на днях в блоге Revit David Light опубликовал пост о практике использования социальных медиа в большой корпорации HOK. Я посмотрел презентацию и сделал для себя некоторые выводы.
На isicad-2010 была рабочая группа - "Маркетинг и реклама в эпоху глобальных социальных сетей", модерируемая Еленой Ковинсар и Олегом Шиловицким. Тема была связана с социальными сетями, коммуникацией и т.п., получился интересный разговор.
Но он был посвящен скорее проблемам маркетинга, а не пользователя. В презентации "Social Media @ HOK" показаны моменты, связанные именно с внутренней жизнью предприятия. И это мне показалось занятным и полезным.
"...Как она там, в тумане?.."(м\ф "Ежик в тумане")
HOK - огромная корпорация и почти маленькое государство. После просмотра презентации возникло ощущение, что "социалистические" методы team-building'a вполне уместны в рамках неолиберального информационного общества.
Итак, что мне показалось важным?
Кен Янг (Ken Young) выделил три этапа использования социальных медиа:
- Social Media 1.0 - External (представление компании в сетях типа Facebook или Twitter)
- Social Media 2.0 - Internal (настоящий момент: внедрение социальных аспектов внутри информационной сети компании - личные блоги, разделы проектов, коммуникация в рамках одной платформы, поиск etc)
- Social Media 3.0 - Next Steps (об чуть позже)
Далее он прокомментировал целесообразность использования этого инструмента (Why? -ниже я выделил интересные позиции со своей точки зрения):
- Создаются связи и сообщества (в больших корпорациях это очень актуально, и хорошие отношения между людьми заметно повышают эффективность, не надо все возлагать на BIM))
- Распространяется бренд (например, www.plan-9.ru проектирует рестораны и активно общается с посетителями через Facebook, находит новых заказчиков)
- Проще определять талантливых людей - их блоги могут быть индикаторами
- Можно отслеживать потоки информации - они же теперь в "цифре"!
Что касается пункта "Capture content "flow" - тут становится ясной тактика формализации общения. Представьте, в обычном процессе проектирования всякие подписи, бумажки и т.п. нужны для фиксации; теперь обсуждение проекта фиксируется в чате! За примером далеко ходить не надо: Google Docs. Комментарии, чат, ревизии - все зафиксировано.
В HOK существуют тематические группы, где, например, активно обсуждается проблематика BIM-технологии. Опять же, все обсуждения, предложения, комментарии фиксируются и могут быть проанализированы и использованы в дальнейшем. Конечно, общения за чашкой чая этим не заменишь, но направление, на мой взгляд, верное. Здесь и недалеко до развития Knowledge-management'a в компании.
Мне понравились слова Кена о том, что HOK большая компания, стороны это покажется скучным; сообщества в сети могут показать, что это не просто большая, скучная корпорация, но и собрание интересных людей. По-моему, отличная стратегия для привлечения персонала.
Принципы социальных медиа мотивируют пользователя на активность - "bottom-up" работает на полную и все довольны.
Как я понял, одной из первых инкарнаций социальных медиа в HOK было пространство типа "Гостиной"(Living Room), слишком формальное, как отметил Кен.
"Гостиная" в HOK - по смыслу, наверное, та же "курилка" на САПР-форумах |
Тогда было принято решение разработать полноценную платформу и сообщения между сотрудниками, и связи с "внешним миром".
Сначала Кен приступил к описанию Social Media 1.0 - External - все, что касается связи компании с "внешним миром".
Сначала Кен приступил к описанию Social Media 1.0 - External - все, что касается связи компании с "внешним миром".
Как начиналась работа в этом направлении в HOK - здесь Кен отметил момент выбора стратегии:
Конечно, был проведен мозговой штурм перед тем, как специалисты приступили к разработке HOK Life.
Так родилась концепция, которая описана ниже (мне особенно понравилось понятие "Family Room" - семейное, домашнее...)
На первых порах HOK Life был сборником разнообразных блогов с различными тематиками. Такая свобода самовыражения |
Вот некоторые моменты, которые демонстрируют успехи компании в создании такой платформы:
На мой взгляд, самый важный пункт здесь - это само желание сотрудников становится авторами. В нашем МАрхИ множество способов вести активную жизнь, печататься, делиться мнениями, участвовать в конкурсах - однако делают это совсем немногие.
Я попробую дальше прокомментировать некоторые слайды презентации, но буду краток. Сразу скажу, что для более полного представления лучше посмотреть все видео (правда, оно странно плохо грузится)
Social Media 2.0 - Internal - здесь Кен начал говорить о том, что касается именно внутреннего сообщения между сотрудниками и что является непосредственно "кухней" проектирования.
В отличие от Social Media 1.0, где работают принципы мотивации "bottom-up", Social Media 2.0 использует методы традиционные, сродни Sharepoint'у - задается изначальная структура, иерархия, роли, права доступа. Внутри этой системы организовываются рабочие группы и т.п.
Принципы структуры |
Основные цели Social Media 2.0 |
Core Boards (представляют различные направления внутри компании - проектирование, дизайн, управление и др) - сайты-площадки со своей системой блогов, вики, хранилищами документов. Напоминает принципы Basecamp.
Помимо этого, также присутствуют отделения экоустойчивого строительства, Best Practices и других, более специализированных направлений компании.
Некоторые интересные аспекты:
Это скорее к information- и knowledge-mgmt |
Кен также обозначил проблемы управления информационными потоками:
Хорошие вопросы, которые можно часто встретить в постах Олега Шиловицкого:
Все, что связано с большим кол-вом информации... |
...т.е., более персонализированные и специализированные сообщества и ресурсы. Но все это наводит на мысль о том, как с этим управляться.
Агрегация информации, данных - крайне актуально для больших организаций; как быстро и просто создать поиск, да еще семантический... Думаю, упомянуть Inforbix здесь будет уместным.
Кен отметил важность видео-контента - особенно возможность доступа к конкретному кусочку видео. Например, мне нужен момент, где показана настройка рендера в V-ray - я забиваю в поиске нужные слова и нужный фрагмент видео у меня на экране. Такое фрагментарное ознакомление.
Лекция в Гарварде Антуана Пикона - я отметил важные для меня моменты. Проиндексировать их бы в Google Desktop.... |
Ну и необходимость подключения экспертов в области управления знаниями также требуется при работе с такими сложными системами..
В заключении отмечу: насколько информативным получился пост, судить Вам. Что касается самой проблематики социальных медиа, управления информацией внутри компании и других вопросов - тут я лишь подступился к ним. Однако, пока писал пост, яснее ощутил некоторые моменты этих процессов и явлений. Думаю, мне было бы полезно поизучать, как, например, устроен UN Studio или какое-нибудь другое известное архитектурное бюро.
Кстати, вот мой снимок с SG 2011 слайда с организационной схемой UN Studio (если увеличите, то разглядите)
Альбом: SmartGeometry_2011_Copenhagen |
Информация очень интересная, хотя есть ощущение, что на всю эту систему накладывается некоторый отпечаток корпоративности и следовательно громоздкости. Насколько я знаю в крупных международных корпорациях, занимающихся сетями и телекоммуникациями, такие внутри корпоративные системы тоже существуют, поскольку идет налаживание и работа с различным "железом" и возникает необходимость в обмене опытом.
ОтветитьУдалитьПоскольку у нас таких крупных организаций нет, то важнее возможность работать в таких сетях на одним крупным объектом, при большом количестве субподрядчиков и фирм, разбросанных географически. Следовательно, такая система более актуальна не со стороны конкретной фирмы, а со стороны заказчика, который прописывает протокол ведения работ через эту систему. Потом уже реально обговаривать поддержку этой системы в дальнейшем и доступ к ее материалам после закрытия проекта.
Кроме того, интересна мысль о том как воплощать информацию вовне - ввиде модерации личных блогов или специальных статей. Вообще идея публичного ведения собственных блогов постепенно распространяется, но это либо журналы - Pro Rus, Tatlin, либо небольшие компании, которым нужна реклама, из крупных пиаром (а это часть пиара по сути) занимается только Speech, начинает ABD, и что-то делает мастерская Чернихова.
спасибо за комментарий, Наташа. Я согласен, что все эти затеи - громоздки. Тема блога, блога публичного мне кажется перспективной. Не твиттер, не фбук, а именно выделенного пространства, свободного от френдлент, такого количества рекламы, политического спама и т.п. Твой уголок, где твое высказывание вроде "пью молоко" и последующие лайки и ретвиты друзей будут просто неуместными.
ОтветитьУдалитьОсознание ответственного отношения к информации - вот что становится ценным. в т.ч. и в практической области.