воскресенье, 5 июня 2011 г.

Social Media @ HOK = HOK Life или опыт постройки "социализма" внутри компании

http://hoklife.com/ - живи в HOK
В профессиональных кругах уже давно обсуждается проблема социальных медиа. Честно признаюсь, Facebook и Twitter - для меня совсем недавно стали инструментами сообщения. И я их до сих пор воспринимаю с небольшим скепсисом.
Но на днях в блоге Revit David Light опубликовал пост о практике использования социальных медиа в большой корпорации HOK. Я посмотрел презентацию и сделал для себя некоторые выводы.
На isicad-2010 была рабочая группа - "Маркетинг и реклама в эпоху глобальных социальных сетей", модерируемая Еленой Ковинсар и Олегом Шиловицким. Тема была связана с социальными сетями, коммуникацией и т.п., получился интересный разговор.
Но он был посвящен скорее проблемам маркетинга, а не пользователя. В презентации "Social Media @ HOK" показаны моменты, связанные именно с внутренней жизнью предприятия. И это мне показалось занятным и полезным.

"...Как она там, в тумане?.."(м\ф "Ежик в тумане")



HOK - огромная корпорация и почти маленькое государство. После просмотра презентации возникло ощущение, что "социалистические" методы team-building'a вполне уместны в рамках неолиберального информационного общества.

Итак, что мне показалось важным?

Кен Янг (Ken Young) выделил три этапа использования социальных медиа:

  • Social Media 1.0 - External (представление компании в сетях типа Facebook или Twitter)
  • Social Media 2.0 - Internal (настоящий момент: внедрение социальных аспектов внутри информационной сети компании - личные блоги, разделы проектов, коммуникация в рамках одной платформы, поиск etc)
  • Social Media 3.0 - Next Steps (об чуть позже)
Далее он прокомментировал целесообразность использования этого инструмента (Why? -ниже я выделил интересные позиции со своей точки зрения):

  • Создаются связи и сообщества (в больших корпорациях это очень актуально, и хорошие отношения между людьми заметно повышают эффективность, не надо все возлагать на BIM))
  • Распространяется бренд (например, www.plan-9.ru проектирует рестораны и активно общается с посетителями через Facebook, находит новых заказчиков)
  • Проще определять талантливых людей - их блоги могут быть индикаторами
  • Можно отслеживать потоки информации - они же теперь в "цифре"!
Что касается пункта "Capture content "flow" - тут становится ясной тактика формализации общения. Представьте, в обычном процессе проектирования всякие подписи, бумажки и т.п. нужны для фиксации; теперь обсуждение проекта фиксируется в чате! За примером далеко ходить не надо: Google Docs. Комментарии, чат, ревизии - все зафиксировано.

В HOK существуют тематические группы, где, например, активно обсуждается проблематика BIM-технологии. Опять же, все обсуждения, предложения, комментарии фиксируются и могут быть проанализированы и использованы в дальнейшем. Конечно, общения за чашкой чая этим не заменишь, но направление, на мой взгляд, верное. Здесь и недалеко до развития Knowledge-management'a в компании. 

Мне понравились слова Кена о том, что HOK большая компания, стороны это покажется скучным; сообщества в сети могут показать, что это не просто большая, скучная корпорация, но и собрание интересных людей. По-моему, отличная стратегия для привлечения персонала.
Принципы социальных медиа мотивируют пользователя на активность - "bottom-up" работает на полную и все довольны. 

Как я понял, одной из первых инкарнаций социальных медиа в HOK было пространство типа "Гостиной"(Living Room), слишком формальное, как отметил Кен. 
"Гостиная" в HOK - по смыслу, наверное, та же "курилка" на САПР-форумах
Тогда было принято решение разработать полноценную платформу и сообщения между сотрудниками, и связи с "внешним миром".
Сначала Кен приступил к описанию Social Media 1.0 - External - все, что касается связи компании с "внешним миром".
Как начиналась работа в этом направлении в HOK -  здесь Кен отметил момент выбора стратегии:

Как мы видим, потоки контента, обращенные вовне, должны были передавать к тому же передовой опыт компании (Best Practices), что я не способен представить в нашей российской действительности (кроме сайтов малюсеньких фирм, которые хотят хоть как-то засветиться).

Конечно, был проведен мозговой штурм перед тем, как специалисты приступили к разработке HOK Life.

Так родилась концепция, которая описана ниже (мне особенно понравилось понятие "Family Room" - семейное, домашнее...)
На первых порах HOK Life был сборником разнообразных блогов  с различными тематиками. Такая свобода самовыражения
Далее появилась идея создания HOK Network - то, что является более функциональным, чем блог. Кен упомянул Facebook (и некоторые другие сети)  - эта сеть используется как площадка для сообщения с интересующимся специалистами, своего рода лобби на входе в здание. Twitter, Youtube, Flickr, Delicious etc - все эти сервисы используются в HOK; тот же Delicious служит хорошим инструментом управления огромным количеством ссылок.

Вот некоторые моменты, которые демонстрируют успехи компании в создании такой платформы:
На мой взгляд, самый важный пункт здесь - это само желание сотрудников становится авторами. В нашем МАрхИ множество способов вести активную жизнь, печататься, делиться мнениями, участвовать в конкурсах - однако делают это совсем немногие.
Я попробую дальше прокомментировать некоторые слайды презентации, но буду краток. Сразу скажу, что для более полного представления лучше посмотреть все видео (правда, оно странно плохо грузится)

Social Media 2.0 - Internal - здесь Кен начал говорить о том, что касается именно внутреннего сообщения между сотрудниками и что является непосредственно "кухней" проектирования.

В отличие от Social Media 1.0, где работают принципы мотивации "bottom-up", Social Media 2.0 использует методы традиционные, сродни Sharepoint'у - задается изначальная структура, иерархия, роли, права доступа. Внутри этой системы организовываются рабочие группы и т.п.
Принципы структуры
Основные цели Social Media 2.0
Хорошое понятие - "phygital" офис))

Core Boards (представляют различные направления внутри компании - проектирование, дизайн, управление и др) - сайты-площадки со своей системой блогов, вики, хранилищами документов. Напоминает принципы Basecamp.
Помимо этого, также присутствуют отделения экоустойчивого строительства, Best Practices и других, более специализированных направлений компании.
Некоторые интересные аспекты:
Это скорее к information- и knowledge-mgmt
Особенно примечателен момент мотивации - что двигает пользователя?
Кен также обозначил проблемы управления информационными потоками:
Хорошие вопросы, которые можно часто встретить в постах Олега Шиловицкого:
Все, что связано с большим кол-вом информации...
Затронув тему Social Media 3.0 или дальнейшей перспективы развития, Кен представил несколько тезисов:
...т.е., более персонализированные и специализированные сообщества и ресурсы. Но все это наводит на мысль о том, как с этим управляться.
Агрегация информации, данных - крайне актуально для больших организаций; как быстро и просто создать поиск, да еще семантический... Думаю, упомянуть Inforbix здесь будет уместным.
Кен отметил важность видео-контента - особенно возможность доступа к конкретному кусочку видео. Например, мне нужен момент, где показана настройка рендера в V-ray - я забиваю в поиске нужные слова и нужный фрагмент видео у меня на экране. Такое фрагментарное ознакомление.
Лекция в Гарварде Антуана Пикона - я отметил важные для меня моменты. Проиндексировать их бы в Google Desktop....

 Ну и необходимость подключения экспертов в области управления знаниями также требуется при работе с такими сложными системами..

В заключении отмечу: насколько информативным получился пост, судить Вам. Что касается самой проблематики социальных медиа, управления информацией внутри компании и других вопросов - тут я лишь подступился к ним. Однако, пока писал пост, яснее ощутил некоторые моменты этих процессов и явлений. Думаю, мне было бы полезно поизучать, как, например, устроен UN Studio или какое-нибудь другое известное архитектурное бюро.
Кстати, вот мой снимок с SG 2011 слайда с организационной схемой UN Studio (если увеличите, то разглядите)
Альбом: SmartGeometry_2011_Copenhagen

2 комментария:

  1. Информация очень интересная, хотя есть ощущение, что на всю эту систему накладывается некоторый отпечаток корпоративности и следовательно громоздкости. Насколько я знаю в крупных международных корпорациях, занимающихся сетями и телекоммуникациями, такие внутри корпоративные системы тоже существуют, поскольку идет налаживание и работа с различным "железом" и возникает необходимость в обмене опытом.
    Поскольку у нас таких крупных организаций нет, то важнее возможность работать в таких сетях на одним крупным объектом, при большом количестве субподрядчиков и фирм, разбросанных географически. Следовательно, такая система более актуальна не со стороны конкретной фирмы, а со стороны заказчика, который прописывает протокол ведения работ через эту систему. Потом уже реально обговаривать поддержку этой системы в дальнейшем и доступ к ее материалам после закрытия проекта.
    Кроме того, интересна мысль о том как воплощать информацию вовне - ввиде модерации личных блогов или специальных статей. Вообще идея публичного ведения собственных блогов постепенно распространяется, но это либо журналы - Pro Rus, Tatlin, либо небольшие компании, которым нужна реклама, из крупных пиаром (а это часть пиара по сути) занимается только Speech, начинает ABD, и что-то делает мастерская Чернихова.

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо за комментарий, Наташа. Я согласен, что все эти затеи - громоздки. Тема блога, блога публичного мне кажется перспективной. Не твиттер, не фбук, а именно выделенного пространства, свободного от френдлент, такого количества рекламы, политического спама и т.п. Твой уголок, где твое высказывание вроде "пью молоко" и последующие лайки и ретвиты друзей будут просто неуместными.
    Осознание ответственного отношения к информации - вот что становится ценным. в т.ч. и в практической области.

    ОтветитьУдалить