суббота, 28 августа 2010 г.

UserNONfriendly process - боремся с bim'ами

Простите мой английский - если неверно выразился.
Поговорим о bim (разделю понятия BIM и bim - сам подход к процессу проектирования здания (а  у кого-то и всего жизненного цикла) и программного обеспечения и всех проблем с ним связанных)
Это разделения понятий я взял из книги "BIG BIM little bim", автор Finith Jernigan, где было много всего поучительного и интересного для меня. Мой основной вопрос - как оптимизировать использование ArchiCAD (да и других приложений) и вообще понять целесообразность того количества действий, возникающих при проектировании небольших объектов в АС.
Все просто - настрой программу под себя и пользуйся наработкой долгое время; а вот какая методика настройки - тут у меня и начинается легкая головная боль. Почему userNONfriendly - это вытекает именно из-за проблем с настройкой программы(та же разработка шаблона), ибо невозможно сразу охватить и все возможности ПО и все его недостатки, да еще представление о проектной деятельности не всегда самое трезвое.
Опишу масштаб трагедии. За некий период выполнил основную часть проекта в ArchiCAD. Из модели в АС в SketchUp была импортирована коробка здания, где уже потом насыщалась дизайнерскими стульями, текстурами, светом и т.п. Итак, меня в первую очередь волнует проблема bim'а (так как BIM - и тем более IFC, IPD и т.п. - использовать в небольших интерьерных проектах по-прежнему никто не требует), проблема адаптации такого приложения как ArchiCAD в "интерьерной" конторе малого размера.

Краткий список выполненных "работ":

  • модель здания по обмерам (занимается спец. организация - чертежи 2-эт здания в DWG)
  • выполнение проектируемых объектов - стен, полов, потолков
  • расстановка мебели со автоматической спецификацией мебели
  • расстановка светильников со автоматической спецификацией 
  • спецификация полов с кол-вами материала
  • зонирование с получением экспликации помещений
  • GDL-объекты светильников (условное обозначение на плане в больших масштабах, реальное - в масштабах < 1:50, тридэ-модель - на разрезах)
  • расчет материалов, которые проще посчитать вручную - например, плитка
  • сборка альбома в книге макетов
  • экспорт чертежей в PDF-альбом и дальнейшая оптимизация (PDF-Optimizer) в Acrobat Pro
Кроме того, моими коллегами была выполнена другая часть работы, более важная:
  • модель из АС приведена в порядок в SketchUp для последующего рендера 
  • созданы все модели мебели, светильников, объектов типа бара и стеллажей
  • созданы сцены для последующего экспорта в JPG и компоновки в книге макетов АС
В первую очередь скажу - у нас почти все проекты делаются быстро - коммерческая составляющая крайне важна. Но такой же коммерческой составляющей проекта являются трудозатраты проектировщиков. И тут начинается интересные моменты - вроде бы используем(то есть я) возможности bim'а в почти полном объеме - модель здания лепим, чертежи генерятся, объекты все специфицируются, компоновка листов - одно удовольствие. Но мы всегда хотим одного - стабильности (это в наши нестабильные времена!) и ясности. 
Тогда на первый план вылезает именно стабильность и предсказуемость процесса проектирования и непосредственно САПР-процессов. Как смоделировать эту систему? Пусть эта система не PLM (вернее, BLM) - но все-таки что-то логичное и упорядоченное.
Попробуем расставить приоритеты в работе и создать подобие алгоритмов рабочего процесса.
С чего начать? В той же книге "BIG BIM little bim" автор призывает к использованию ментальных карт - майндмэпов. Пример такого майндмэпа:
Иллюстрация из книги "BIG BIM little bim" Finith Jernigan
Использование подобных схем в практике - редкий случай, но сейчас мне это необходимо; на мой взгляд, майндмэп позволяет оценить всю ситуацию; выстраивая информацию в такой иерархической системе, мы легко обрисовываем требования, задачи и т.п. Но пока что это не до конца система, не алгоритм, лишь оценка.
К этапу оценки ситуации можно отнести также выявление сильных и слабых мест ПО; как говорил Гус Хиддинк российской сборной - работайте не над недостатками, а над достоинствами.
В нашем случае я составил приблизительную оценочную схему следующего характера(кстати, вначале проще нарисовать от руки):

Далее разложим каждый пункт с учетом характера применения ПО. В этом посте начну говорить о сроках проекта - порядок разбора компонентов этой схемы немного произвольный(все-таки наощупь "двигаюсь"))
Сроки - чем быстрее нужно выполнить проект, тем проще должна быть система работы над ним - случай "простых" САПР; что хотим получить, то и чертим или моделим. Если нужно создавать пользовательские объекты (а это времяемкое занятие в случае bim-приложения), то стоит, наверное, выяснить, кто это будет делать и какие требования должны быть к этим объектам. Разработка шаблона проекта - вещь тоже не быстрая, ее лучше один раз сделать и потом применять много раз.

Надеюсь, что получилась не полная белиберда. Мнения все мои, субъективные, но в своей практике проверенные.Так что не обессудьте.
Продолжение следует...


1 комментарий:

  1. Когда-то когда только появились компьютеры и соответственно CAD программы - многие считали, что проще чертить на кульмане, однако сейчас так никто не делает.
    Это показывает простой технологический скачек, который, на мой взгляд, происходит сейчас в строительной отрасли. И нам предстоит быть свидетелями того, как специалисты начнут использовать не только возможности трехмерного проектирования, но и моделирования как процесса. Это будет совершенно другой подход к проектированию и затем к строительству.

    ОтветитьУдалить