Источник |
Итак, что мы получили в Revit:
Перебор планировок, конфигураций зданий, расположение мебели -да что угодно! Наконец, экспериментальные инструменты лабораторий Autodesk стали доступны всем.
Терминология
Правда, как только я упомянул термин "генеративное проектирование", я должен был очень четко сформулировать смысл этих слов в контексте реализованной функции Revit. Пока я не исследовал этот вопрос в достаточной степени, поэтому ограничусь следующим неточным описанием Parametric Monkey:Generative design is a form finding process which starts with design goals (fitness) and then explores innumerable possible permutations of a solution to find the best option.
Источник |
В области машиностроения все выглядит куда логичнее. Даже проводится параллель с топологической оптимизацией конструкции (пример от Siemens):
Generative design, also known as topology optimization, is a process that determines the most efficient shape based on defined material, constraints and stresses. It takes modeling from computer-aided to computer-driven – with resulting forms that look very much like nature.
Хотя в статье "Генеративный дизайн: фейк, игрушка, искусство или один из полезных инструментов проектирования?" очень едко прокомментированы успехи генеративного проектирования и в области машиностроения.
И наиболее надежное определение, включающее поправки на множество маркетинговых направлений вендоров, - от Давида Левина:
Неангажированные определения и характеристики ГД [генеративного дизайна - ЕШ] представляют его как некий общий подход к организации вычислений, основанный на не-процедурно заданном порождении всех допустимых вариантов решения с последующим отбором наиболее приемлемых по каким-то критериям вариантов. Не-процедурное задание существенно приближает организацию вычислительного процесса к автоматизации. Подход весьма общий, однако принцип «порождение-отбор» задаёт достаточно конструктивное направление развития широкого класса новых технологий.
Генеративное проектирование и архитектура
Почему важны определения в этом вопросе, поговорим чуть позже, а сейчас коротко разберем статью "Generative Design is Doomed to Fail" Дэниела Дэвиса, которого я раньше много читал и который всегда находился в центре прогрессивной архитектурной тусовки.Главная мысль, как мне показалась, слишком эмоциональна: генеративное проектирование не работает (...Generative design often appears close to working. It’s been that way for decades...), но остается white whale - чем-то вроде Святого Грааля.
В статье мы видим 6 пунктов, почему такое применение генеративного проектирования должно провалиться, но последний из них - "No one else works like this" - меня заставил посмотреть на реализацию в Adobe.
Ненавязчиво, и это не про перебор кучи вариантов! Просто помощь в трудоемкой задаче по обводке контура!
С этого момента захотелось классифицировать для себя самого эту самую помощь компьютера, сделать утилитарными многочисленные математические подходы и сосредоточиться на содержании. Но до недавнего времени, еще лет 7 назад архитекторы были очарованы эстетикой "нерукотворного" проектирования.
Но кажется, что в начале XXI-ого века ожидания от эволюционистского подхода у архитекторов были завышены, присуствовала очевидная романтизация, а теперь это выражается в подобных статьях, где автор с легким садизмом рассказывает, как он потроллил представителя Autodesk тем, что не упомянул generative design в своей презентации. Ведь по сути они опошлили это некогда элитарное знание, вставив его в деревянный Revit, даже примеров не смогли нормальных подготовить для маркетингового ролика.
Конечно, тема генерации и алгоритмов в архитектуре существует давно. Вот лекция одного из основателей "цифрового дарвинизма" Джона Фрейзера:
Я подобрал фрагмент лекции, где Фрейзер рассказывает об неординарном проекте Джанни Ботсфорда "Light House". Таким образом, уже в конце 1990-х (скорее всего и намного раньше) применялись алгоритмы поиска оптимального решения очень практических задач, и тем более в 2010-х на базе Grasshopper.
Несмотря на долгую историю и огромное влияние на определенный период архитектурного дискурса генеративное проектирование так и не стало - подчеркиваю, на мой взгляд - "верифицированным" методом, парадигмой, о которой так много говорили, а просто превратилось в не самую нужную "кнопку" в популярной программе. Вполне возможно, что мы не доросли до использования такого метода, но все же статья эксперта в этой сфере Д.Дэвиса скорее говорит о другом.
Выход на позитив
Сегодня набрел вот на такую статью: Creative AI: On the Democratisation & Escalation of CreativityСтраница похожа на сборную солянку из видео, gif-анимаций и текста, но именно такое разнообразие проявлений компьютера в творческом процессе вывела меня на конструктивное желание погрузиться в тему (когда все архитекторы уже этим перестали восторгаться, как раз самое время!). Попытки мной уже предпринимались, но с другой стороны. Совсем забыл и о своей незавершенной диссертации, где пробовал разобраться с генеративным формообразованием (статья по теме) https://marhi.ru/AMIT/2012/4kvart12/shirinyan/abstract.php
...Augmentation is not the same as automation: Where automation promises to “free us from inhumane tasks”, augmentation aims at strengthening our capabilities. It is the notion of raising the collective human potential, not replacing it.Осталось развивать эти самые capabilities и учиться использовать новый инструмент в Revit!
Комментариев нет:
Отправить комментарий