Sunday, March 3, 2013

SLAVA DURAK, или как это было

Наконец я нашел время, чтобы написать небольшую заметку о том, как мы, т.е. PARALAB делали инсталляции для фотовыставки "SLAVA DURAK". Мне показалось, что некоторые моменты будут интересны для САПР-сообщества и архитекторов в целом. Ниже размещены интересные картинки.
Организаторы
Выставку организовывала Troyka Multispace, а непосредственным художником выставки был Владимир Мишуков. Кстати, нам очень понравилось работать с Владимиром - его методы "настраивания" на конструктивный лад нам очень помогли.
На площадке. Фото Даши Ковалевой

Временные рамки
Первое, с чего бы хотелось начать - это сроки. Три недели для большого зала ДНК в Центральном доме художника - это немного. А если учесть комплексность выставки, то совсем немного. По началу я даже сопротивлялся браться за такой проект, но Даша с Сережей меня уговорили. Почти сразу начали составили эскиз временного графика.
Этот график составил Неботов, и всем сразу представился масштаб "бедствия"

Что надо было сделать
Так как это была фотовыставка, то основным компонентом были фотографии В. Мишукова, на которых был запечатлен Слава Полунин. История создания этих фотографий нетривиальна, поэтому рекомендую посмотреть ряд ресурсов (ria, vesti, rusrep). Нам выслали предварительные эскизы. Основные составляющие пространства выставки были некие тоннели из ткани, внутри которых располагались фотографии, "лианы" и полигональное "дерево" за авторством Саши Матвеева, на которое проецировали мэппинг ребята из Interactive Lab. Помимо этого, важными аспектами пространства были запахи, звуки и, конечно, свет. В общем, настоящая "дурацкая 5D выставка".
Нам предстояло спроектировать, проконтролировать производство и монтаж инсталляций, основу которых составляла наша любимая высокотехнологичная лайкра, или бифлекс.
Довольно быстро мы пришли к идее криволинейного каркаса, заодно скорректировав изначальную форму тоннелей.

IPD
Я практически уверен, что процесс работы по выставке был очень схож с понятием IPD (Integrated Project Delivery), о котором многие рассуждают, но мало кто в нем участвовал. Все работали почти как одна команда, так как было очевидно, что все ответственны за результат. Конечно, никаких специальных контрактов не было, но было желание сделать классно. И тут архитектор сразу выходит из своего проектно-цифрового вакуума и начинает придумывать то, что оптимально и реализуемо. Любое решение предварительно проговаривалось с монтажниками (на самом деле, строителями и отличными ребятами).
"Братья Караваевы" часто оказывались не только едальней, но и переговорной


Без чертежей
Выполнив обмер зала ДНК и смоделировав все пространство в SketchUp, мы фактически начали проталкивать идею сборки всей информации в единой (да, в единой) модели. Этой моделью пользовались световики, Troyka, Interactive Lab. Не могу сказать, что была обратная связь, но мы со своей стороны добросовестно "сводили" разных участников проекта.
Общая модель. Включен режим отображения по цвету слоя
В итоге мы каждый раз брали с собой на площадку ноутбуки и нередко становились свидетелями таких сцен:
В.Мишуков(ближе к нам) и SketchUp. Фото Сережи Неботова
Чертежами мы пркатически не пользовались, а SketchUp с его простотой интерфейса позволял сразу подключать к 3D-процессу других участников. Хотя, как мне кажется, BIMx от Graphisoft лучше бы подошел для коммуникации с заказчиком.

Расчетная модель
Так как мы использовали SketchUp для сборки, а наши тоннели были полностью криволинейными, мы выполняли основные расчеты в среде Rhino. Плагин Kangaroo был применен для симуляции поведения мыльных пленок. В отношении производства Rhino сработал на 100%. Но об этом позже.

Полученная сетка из Kangaroo
Импортированная модель тоннеля в SketchUp
Принцип создания "лиан". Слева - результат симуляции, справа расчетная сетка
Физическое моделирование
Несмотря на разнообразные средства моделирования и расчета, почти сразу мы начали работать с физическими макетами. Например, создание системы "лиан" оказалось практически невыполнимым в цифровой среде. Слишком много переменных было недоступно для цифрового моделирования (а также сроков), а в макете желаемый систематизированный хаос "лиан" достигался довольно быстро.
Даша делает макет. Кстати, похожий принцип был у нашей "Системы" на АрхМоскве
Особенно продуктивным оказалось решение делать макеты 1:1. Компьютер все равно не давал полного ощущения пространства. Таким методом мы размещали планы тоннелей, проверяли габариты внутреннего пространства тоннеля.
Планы тоннелей размещены на площадке
Даша, Владимир и я. Фото Сережи Неботова
Наличие планшета и стилуса позволяло мгновенно фиксировать различные решения.
Сережа выполняет роль Модулора
Даша утомилась. Приняты размеры входного тоннеля
Каркас, Rhino и производство
Каркас представлял собой замкнутый контур из гнутых алюминиевых труб 30 мм диаметром и 2 мм толщиной. Должен сказать, намучились с каркасом мы немало. Для нас одним из главных достижений этого процесса стало наше знакомство с технологией гибки труб на станках с ЧПУ (ООО "Стройпласт"). А Rhino обеспечил удобство перевода NURBS-кривых в сопряжения арок, подсчета материала, создание ТЗ для производства и оптимизацию каркаса в целом.  Надо сказать, что AutoCAD не может (у меня не получилось) посчитать длину кривой.Вот.
Оптимизированные и промаркированные элементы каркаса типового тоннеля
Примерно такой вид имело ТЗ для производства
Я ради интереса решил съездить на завод и проконтролировать процесс производства. В результате я провел там 3 дня, так как в сжатые сроки менеджмент уже не справлялся, и задания фактически выдавал я, находясь рядом со станком. Потом еще предстояла разметка труб по шаблонам. И тут выяснилось, что некоторые позиции выгнуты неправильно - какие-то вылезли косяки при самом вводе значений в компьютер. Как я понял, не был изогнут тестовый элемент. Поторопились. В общем, нельзя полагаться на телефонные разговоры, и в таких ситуациях максимально участвовать в закупках, оформлении заказов и т.п.
Я размечаю места обрезки по шаблону
Металл оказался очень "живым" и привередливым материалом. Пределы текучести, толщины, радиусы гиба и т.п. Погружение в сопромат. Нам, к сожалению, не удалось сделать расчеты по прочности, но мы постарались минимизировать напряжения засчет скруглений и шарнирных соединений.
Готовые элементы. Сейчас будем отрезать тех.участки
Раскрой и пошив
В этот раз шили не мы, но на последних стадиях, когда запахло жареным тоже подключились. Конструирование "лиан" могла выполнить только Даша. Ну она их же придумывала!
Продолжаем работать в масштабе 1:17
Даша в ателье
Монтаж
На монтаже обычно начинается хардкор. Без него не обошлось и в этот раз. К сожалению, мы не успели сделать тестовый тоннель и на нем отработать все решения. Самое интересное, в условиях тесной интеграции и суперсжатых сроков ты не можешь указать пальцем на конкретного виновника. В таких ситуациях и при взаимном доверии (а именно оно оказывается главным компонентом IPD, см. эту книгу) все участники стремятся найти оптимальный вариант, а не вставать в позу.
Каркас сам по себе. Фото Сережи Неботова
Замысел трансформируется уже на площадке. Фото Сережи Неботова
Владимир Мишуков принимает решение оставить, как есть. Фото Сережи Неботова
Нанервничались все, но форма тоннеля была настолько удачна и трансформируема, что все получилось даже лучше, чем представляли. Тоннели превратились в подвесные конструкции навесов. Вид у них сюрреалистический - подстать концепции выставки.
Я раскраиваю по шаблонам входной тоннель. Световики и интерактивщики настраивают оборудование. Мини-перформанс. Фото Даши Ковалевой

Финал
Монтировали без просыху. Было тяжело, но все справились. Ниже несколько моих фотографий результата и небольшое видео, которое я склеил при помощи YouTube-редактора.







 

Собственно, видео:


Должен сказать, что самым необычным ощущением было то, каким образом люди осваивают непривычное для них пространство, взаимодействуют с ним. Это спроектировать на компьютере пока что очень сложно, как мне кажется.

Выводы
  1. Такие мероприятия - наилучший полигон для обучения архитекторов. Это более сложный, но и более продуктивный вариант, чем абстрактные воркшопы.
  2. Как продвигать новые технологии (даже такие незайтеливые, как SketchUp)? Только на собственном примере, который должен мотивировать других. А тут без психологии не обойдешься.
  3. Главное не наличие технологий, а желание (!) взаимодействовать и идти на встречу друг другу. Технологии бессильны перед нежеланием людей слушать, слышать, предлагать
  4. Архитекторам надо менять свою туманную позицию проектировщика, или свободного художника на проактивную и вовлеченную роль в процессе. Во всяком случае, бригада ребят, занимавшихся монтажом, как мне показалось, оценила наши инициативы.
  5. IPD - пускай и в таком "домашнем" варианте - явление, требующее большой самоотдачи. Готовы ли вы к самоотдаче?
UPD 07-03-2013
Публикация слегка сокращенной заметки на isicad.ru

1 comment:

  1. Очень здорово! Захотелось пощупать все своими руками!

    ReplyDelete