На днях в фб-группе, посвященной градостроительству, появился интригующий пост Дмитрия Наринского, где он приводит выдержки из ТЗ на ППТ линейного объекта за авторством Москомархитектурой (!). В этих отрывках речь идет об информационном моделировании, причем в довольно продвинутом виде. Есть страничка по этому "открытому" конкурсу (осилить такой вариант моделирования сходу будет явно непросто), а само ТЗ я взял к себе на память.
Самая главная, в моем понимании, опасность здесь - чрезмерная трудоемкость выполнения всех требований такого технического задания, чем столь часто грешит система госсзаказа (думаю, примеры приводить не надо). А ведь это может стать шаблоном для ППТ. И потом получим "сделай как угодно, но чтобы, как в ТЗ!". Более того, налицо усложнение жизни и мимикрия технологичности, которые рождаются вендорами и экспертами, огромный рост временных затрат на освоение ПО и тп. Посему критика и возможность обсуждения подобных ТЗ крайне важны для отрасли, которой действительно нужно выйти на новый уровень информатизации.
Тема моделирования городских территорий волнует меня уже года три. Рекомендую еще раз обратить внимание на статью о детализации трехмерных "городских" моделей и мою недавнюю лекцию: о ГИС для архитектора и небольшого мастер-класса по QGIS и InfraWorks (на видео с 23:40). В обозримом будущем, затрону ArcGIS Pro и CityEngine, которыми сейчас располагает МАрхИ.
Главный вывод по самому ТЗ: да, все это реализовать можно (причем, все написано под определенный софт), в целом рационально, но слишком много дополнительной работы и отсутствие конкретики в требованиях.
Ниже вы найдете кусочки ТЗ, мои "разоблачительные" комментарии к ним, ссылки на видео, краткое описание собственного опыта и заключение с выводами - готовьтесь, пост получился длинным.
ТЗ
Итак, сами отрывки (синим подсветил интересные места, розовым - мои комментарии):
"...Информационное моделирование необходимо выполнить с использованием технологий информационного 3D моделирования объекта.
Информационная 3D модель линейного объекта – электронная 3D модель, представляемая в цифровой среде в объемной форме, в виде набора данных в соответствии с разделом 3.1 и приложением №2 настоящего технического задания.
Информационная 3D модель линейного объекта должна включать в себя информационную модель, при условии, что электронные чертежи в двухмерном пространстве (2D) и чертежи на бумажном носителе, а также текстовая часть такой документации выполнены в соответствии с информационной 3D моделью линейного объекта. (обращаю внимание, что чертежи не являются почти автоматическим следствием модели, как в обычном BIM, а лежат как бы рядом и "в соответствии")
Уровень проработки элементов информационной 3D модели линейного объекта должен полностью соответствовать разработанным планировочным решениям и включать следующие разделы:
- Существующее состояние и предпосылки развития транспортной инфраструктуры;
- Существующее использование и предпосылки развития территории;
- Существующее состояние и предпосылки развития природных и озелененных территорий;
- Существующее состояние и предпосылки развития инженерной инфраструктуры;
- Планировочное решение линейного объекта транспортной инфраструктуры;
- Развитие природных и озелененных территорий;
- Развитие особо охраняемых территорий (ООПТ) и зон объектов культурного наследия (ПИК);
- Инженерная инфраструктуры (проектные предложения);
- Межевание территории.
Среда общих данных является единым источником достоверной и согласованной информации для всех участников процесса."
"...1. Информационная 3D модель линейного объекта должна содержать реалистичное 3D-представление существующего положения на территории проектирования с отображением всех существующих объектов в трехмерном виде (реалистичное моделирование сущпола - головная боль. Например, где взять нормальные модели по окружающей застройке? у МГГТ? А может, просто взяли отсюда ? Как вы поняли, речь дальше пойдет о прописывании в ТЗ функций InfraWorks) и проектные предложения в соответствии с разделами II и Ш;2. На всех этапах работы использовать единую информационную 3D модель линейного объекта;
3. Моделирование всех объектов должно проводиться в соответствии с их истинными размерами в масштабе 1:1, в метрической системе измерений (мм, м2, м3);
4. Информационная 3D модель линейного объекта должна содержать варианты проектных решений в виде 3D-объектов с привязанной к ним проектной информацией, перечисленной в п.2 раздела III; (например, про варианты в InfraWorks)
5. Среда информационной 3D модели должна позволить провести анализ и оптимизацию транспортных потоков с использованием содержащихся в модели существующих и проектируемых объектов улично-дорожной сети; (InfraWorks умеет это делать в базовом виде, но насколько это удовлетворит транспортника-профессионала и будет отвечать нашим нормам?)
6. Среда информационной 3D модели должна позволить провести анализ вариантов проектных предложений по комплексу градостроительных и технико-экономических показателей (длина; количество полос движения; количество транспортных развязок, мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей; площадь прохождения по ПК, ООПТ; стоимость строительства с учетом стоимости подготовки территории и компенсационных выплат);
7. Информационная 3D модель линейного объекта должна обеспечивать автоматическое получение информации об основных количественных показателях проекта (объемы земляных работ, площади покрытий и т.д.);
8. Информационная 3D модель линейного объекта должна обеспечивать возможность коллективной работы над вариантами проектных предложений, включая возможности редактирования и аннотирования объектов, в том числе удаленно, с разграничением прав доступа к данным модели разным категориям пользователей; (Интересно, какая информационная модель это умеет? Или точнее - какой инструмент? InfraWorks)
9. Информационная 3D модель линейного объекта должна обеспечивать возможность оперативного получения презентационных материалов (видеоматериалов, изображений фотографического качества) по вариантам проектных решений;
10. К информационной 3D модели линейного объекта должен прилагаться сопроводительный документ в текстовом формате, описывающий структуру информационных 3D моделей линейного объекта (по отдельным разделам проекта и по вариантам проектных предложений), а также перечень пространственных и связанных с ними атрибутивных данных, содержащихся в информационной 3D модели" (Типичная история для InfraWorks, как и любого ГИС-инструмента: данные отдельно, модель отдельно. Самое смешное - НЕТ ТРЕБОВАНИЙ к этим самым данным в одном контексте с моделью. Но далее они есть, по традиции, при работе с Mapinfo)
"..Требования к качеству информационной 3D модели линейного объекта.
Информационная 3D модель линейного объекта должна быть проверена:
- на коллизии (конфликты, пересечения); (Это круто. Трудоемкость может вырасти в разы, если не уточнить что может пересекаться, а что нет)
- на соответствие нормам проектирования; на «неразрывность» примыкания элементов конструкций (объекты модели не должны «висеть в воздухе») на «неразрывность» систем инженерных коммуникаций."
"...Исполнитель
принимает участие в
проведении публичных слушаний, работе экспозиции, организации и поддержки
интернет-ресурса с опубликованной интерактивной 3D моделью линейного объекта, а
также и в демонстрации проектного предложения в среде информационной модели
объекта всем заинтересованным лицам." (ну да, правда, просмотр такой модели в браузере далек от совершенства. Но уже хорошо, что есть, правда без комментариев от пользователей)
"..3.
Предоставление информационной 3D
модели линейного объекта в электронном виде. Модель должна содержать
пространственную и атрибутивную информацию существующей ситуации и проектных
решений, указанную в настоящем Техническом задании (раздел II и III), а также иметь возможность передачи во все следующие
форматы: IMX (вот она финальная точка! - формат, используемый только InfraWorks или Civil3D), FBX, DAE и OBJ в географической
системе координат. (при этом четкого механизма конвертации из географической системы координат - в смысле общеизвестной - в нашу "Московскую систему координат" НЕТ. Модель из InfraWorks, которая будет состоять из кучи полигонов, нужно совмещать вручную с другими данными)
4. Представление
графических материалов проекта планировки в электронном виде должно
осуществляться в векторном виде в формате TAB (MIF/MID) системы MapInfo. (Тут почему-то никто не боится и пишет прямо -Mapinfo!) В том случае, если проект планировки разрабатывался с использованием какой-либо
другой графической системы, необходимо конвертировать информацию в формат TAB(MIF/MID)."
И главный вопрос - а владение этой "моделью" теперь только по подписке? Хорошо, что участнику конкурса необязательно тратить кучу денег, а можно купить подписку на год. Да, чуть не забыл: нужен Civil3D для полного эффекта.
В дополнение к этому мучительному копанию в тексте прилагаю видео Autodesk CIS с примером станции метрополитена "Пятницкое шоссе". Там все классно.
Мой опыт
Очень и очень кратко: интеграция Civil3D, Revit и множества ГИС-данных в среде InfraWorks в рамках иностранного "проекта планировки территории". Пришлось больше всего изучать Civil, что оказалось необходимо для более эффективного взаимодействия с инженерами. Без опыта в ГИС и постоянного корректирования ТЗ-программы тут никуда. В итоге, купил я себе InfraWorks на год.
Заключение
Москомархитектура включила раздел с информационной моделью в техническое задание, наверное, при консультации специалистов. Все ясно. Почему-то переложили на Исполнителя создание этой модели, хотя я бы ее создавал на основе данных Исполнителя и обновлял силами Заказчика и, что важно, владел ею. Видимо, вопрос стоимости подписки или чего-то еще.
На мой взгляд, ТЗ написано чересчур специфически. Не для широкой публики, однозначно.
Замечу, что получение интерактивной трехмерной модели, насыщенной разнообразной информацией, не означает, что мы действительно улучшаем качество проекта. Ключевой вопрос: что именно мы показываем в модели, кому показываем и какой уровень абстракции и допущений мы принимаем. Нередко за скобками оказываются вещи, которые сильно влияют на корректное описание контекста. Например, в том же InfraWorks (как и в Civil3D) надо повозиться, чтобы получить реальную геометрию существующей городской улично-дорожной сети. В ряде случаев очень важен характер первых этажей зданий или же общая геометрия, которую не получишь простым выдавливанием ГИС-данных.
На данном этапе обсуждения второй волны информатизации данных о городе (первая волна пришлась, наверное, на конец 90-х) пока нет четкого понимания, с какими целями мы делаем насыщенное информацией 3D и что именно нам это дает, а что нет.
И все же, при всех оговорках и технических деталях, очевидно, что это ТЗ - это новый виток процессов проектирования в сторону большей прозрачности и наглядности. Я в целом за. Теперь остается не потонуть в цифровой пучине подписок, форматов, разнообразных требований и проблем совместимости.
Мой опыт
Очень и очень кратко: интеграция Civil3D, Revit и множества ГИС-данных в среде InfraWorks в рамках иностранного "проекта планировки территории". Пришлось больше всего изучать Civil, что оказалось необходимо для более эффективного взаимодействия с инженерами. Без опыта в ГИС и постоянного корректирования ТЗ-программы тут никуда. В итоге, купил я себе InfraWorks на год.
Заключение
Москомархитектура включила раздел с информационной моделью в техническое задание, наверное, при консультации специалистов. Все ясно. Почему-то переложили на Исполнителя создание этой модели, хотя я бы ее создавал на основе данных Исполнителя и обновлял силами Заказчика и, что важно, владел ею. Видимо, вопрос стоимости подписки или чего-то еще.
На мой взгляд, ТЗ написано чересчур специфически. Не для широкой публики, однозначно.
Замечу, что получение интерактивной трехмерной модели, насыщенной разнообразной информацией, не означает, что мы действительно улучшаем качество проекта. Ключевой вопрос: что именно мы показываем в модели, кому показываем и какой уровень абстракции и допущений мы принимаем. Нередко за скобками оказываются вещи, которые сильно влияют на корректное описание контекста. Например, в том же InfraWorks (как и в Civil3D) надо повозиться, чтобы получить реальную геометрию существующей городской улично-дорожной сети. В ряде случаев очень важен характер первых этажей зданий или же общая геометрия, которую не получишь простым выдавливанием ГИС-данных.
На данном этапе обсуждения второй волны информатизации данных о городе (первая волна пришлась, наверное, на конец 90-х) пока нет четкого понимания, с какими целями мы делаем насыщенное информацией 3D и что именно нам это дает, а что нет.
И все же, при всех оговорках и технических деталях, очевидно, что это ТЗ - это новый виток процессов проектирования в сторону большей прозрачности и наглядности. Я в целом за. Теперь остается не потонуть в цифровой пучине подписок, форматов, разнообразных требований и проблем совместимости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий