Красив ли этот чертеж? Схема пропорционирования готического пиннакля. Источник. |
Хочу обратить Ваше внимание на статью Д. Ушакова о красивом и некрасивом чертеже.
Статья Д.Ушакова носит название "Как геометрические ограничения помогают создавать красивые чертежи".
Приведу иллюстрации из статьи, которые предоставил Дмитрий (надеюсь, никаких прав не нарушаю) и подпишу их собственными комментариями:
Красивый чертеж скобы или сада до модификации |
Выбор трех точек арки и вытягивание этих точек |
Чертеж обезображен. Элементы внутри не адаптировались, а арка потеряла сопряжения с отрезками |
Далее, используя механизмы геометрических ограничений, модифицируем исходный сад-скобу и получаем "красоту":
Красивая трансформация чертежа |
О. Шуази. Зависимость расстояния между колонн от радиуса (по Витрувию). Источник |
Пропроционирование, на котором строится передача особенностей ордера (да и готической формы, как мы можем видеть в заголовке поста), в какой-то момент истории подверглось эстетизации. Правильная пропорция - красивая форма, чертеж и т.п. Кстати, Брунов отмечает, что греки скорее всего использовали пропорции именно для передачи информации, действуя совершенно практически. К слову о проектном замысле - рекомендую тем, кто не знает этого САПР-термина обратить внимание на понятие конструктивной концепции (design intent).
Я в свою очередь прихожу к некоторому выводу, что "красота" "чертежа" при трансформациях (здесь - очень важно, вспоминаем К. Александера, Г. Линна и др.) может быть прочтена нами, если наш глаз воспринимает закономерности внутри этой серии трансформаций.
И тут весь акцент на трех вещах:
- базовая схема - возможности трансформации топологии
- система ограничений (параметров, закономерностей), которые сохраняют нужные закономерности
- их совместная работа
Ниже привожу пример моих недолгих "тыканий" в AutoCAD. Я использовал прямоугольник с заданным скруглением и изначально включенной кнопкой "Infer Constraints" (не раз сталкивался с ужасом некоторых студентов - "а что у меня за значки генерятся?!").
В общем, следите за этой кнопкой, когда работаете.
Четыре варианта наложения геом.ограничений |
Верхний ряд: все стороны параллельны и перпендикулярны друг другу. Сопряжения также запараметризованы. Трасформации практически не удаются.
Нижний ряд: Два варианта ограничений. 1 - противолежащие стороны параллельны друг другу. 2 - Ограничения наложены только на сопряжения (прямоугольник внутри посл.варианта не в счет). Иная степень "свободы" трансформаций.
Итого: до сих пор не пользуюсь этой функцией AutoCAD. Для деталей эта функция подходит больше.
Итого: до сих пор не пользуюсь этой функцией AutoCAD. Для деталей эта функция подходит больше.
По-хорошему надо бы затронуть отличие такого типа "прямой" параметрики от того же Grasshopper, в котором просто задать расстояние между отрезками и связать их сопряжением становится легкой головной болью. В общем, Grasshopper для других историй. Кстати, насчет "красивых" трансформаций у меня много вопросов к структурам, где по UV-сетке располагаются какие-нибудь треугольники. Закономерность уж больно NURBS-овая.
Заканчивая этот спекулятивный пост, хочу подчеркнуть: что для инженера является забавой, у некоторых архитекторов может вызвать необычайный интерес. Одни закономерности представляются красивыми, другие - безобразными и нелогичными, непонятными, и все эти эталоны красоты имеют привычку меняться во времени...
Комментариев нет:
Отправить комментарий