суббота, 8 июля 2023 г.

IFC, вентиляция и Renga на 3 курсе МАРХИ

Е.Девкина, МАРХИ, 2023

Весной 2023 года нам удалось апробировать новую итерацию задания для дисциплины 3 курса МАРХИ - в нём переплелись вентиляция, IFC, Renga и совместная работа онлайн. 

Во втором семестре 2022 года у нас уже был опыт подобного задания с Renga, но на сей раз мы решили его несколько усложнить: добавить групповую работу студентов и совместную работу на базе Renga. В чём заключалась ценность задания с нашей точки зрения? Задание выполнялось после сдачи основного курсового проекта "Дом средней этажности", где подавляющее большинство студентов применяли привычные BIM-инструменты (скорее всего на следующий год они будут уже недоступны).

Мы предложили посмотреть более детально на планировку квартиры уже сданного проекта,  познакомиться с приточной вентиляцией жилых помещений в среде Renga и оценить, насколько хорошо планировка позволяет разместить оборудование.

План задания

Итак, краткий сюжет задания, который мы планировали (но далеко не все получилось):

  1. Разбиться по парам "архитектор-инженер". Был и упрощенный вариант задания с индивидуальной работой
  2. Выбрать и экспортировать в IFC квартиру из проекта "Жилой дом". Для удобства можно перенести квартиру в Revit/Archicad к нулю проекта и выровнять при необходимости по осям X и Y. В большинстве случае достаточно стен, окон и дверей (без мебели и пр. деталей)
  3. Визуально оценить IFC-модель в BIMVision, зафиксировать шаг в виде скриншота
  4. Импортировать IFC-модель квартиры в Renga, оценить результат. Если для студенческого проекта использовался Rhino/SketchUp, в таком случае собрать исходную модель в Renga
  5. Установить связь файлов проекта через совместную работу (при участии преподавателя)
  6. Придумать вместе с напарником, как пройдет вентиляция в квартире и зафиксировать решение в виде линий на отдельном уровне в Renga.
  7. В рамках сессии совместной работы на базе предоставленного шаблона смоделировать в Renga ваше решение по вентиляции квартиры.
  8. Сюжет сессии: инженер проложил воздуховоды на базе IFC-модели архитектора, архитектор дал свой комментарий - подходит или нет, и они вместе вносят правки в модель..
  9. Внести необходимые корректировки в планировки, разместить потолки - подумайте об интерьере!
  10. Передать через IFC объекты вентиляции обратно в Revit/Archicad, зафиксировать процесс в виде скриншотовВсе шаги дополнять текстовыми комментариями

Задачи

Тему IFC мы изучаем в данном случае очень прикладным образом. В прошлом году Евгений Кирьян, представитель Renga, провёл подробную лекцию, а на занятии мы перекидывали данные между Renga, Revit и Archicad. Если Renga не распознает из IFC стены как стены, то и моделировать вентиляцию автотрассировкой будет труднее! Так что сразу приходилось погружаться в нюансы моделирования. То есть и импорт в Renga, и экспорт из неё вынуждал студента понять основные настройки и типы геометрии.

Экспорт в ifc в Renga

Экспорт в ifc в Revit

Почему же вентиляция? В принципе, ее подробнее изучают на 4 курсе, но мы выбрали инженерные сети как фишку Renga - армированием заинтересовать студента еще сложнее. Кроме того, вентиляция занимает немало места и напрямую влияет на архитектурные решения. Приточная вентиляция, а также более комплексные варианты, - распространённое решение проблемы качественного микроклимата (пыль и сажа с улиц, повышенное содержание углекислого газа зимой). Студенты чаще всего проектируют жилье с высокой ценой квадратного метра, даже не задумываясь - ведь участки обычно находятся в центре города! Мы заручились советами специалистов и наглядными видео с Youtube, чтобы получить минимально осмысленные работы. Нас консультировал Евгений Криницкий, известный специалист по MagiCAD, ктн, доцент каф. ТМПУ, МЭИ, за что ему огромное спасибо! Правда, времени на обсуждение самих решений по вентиляции у нас уже не хватило, поэтому можно было увидеть приточную вентиляцию, выведенную в санузлы. Но кажется, что студенты всё же получили практическое представление о необходимости заранее предусматривать место под вентиляцию - а это очень важно!

В итоге мы познакомились с темой вентиляции в жилых помещениях, взаимодействием между архитектором и инженером, а также форматом IFC и технологией совместной работы в Renga.

Примеры работ

Вариант 1, индивидуальное задание

В.Попова. В этой работе все наглядно показано, но приточная вентиляция была выведена почему-то только в одну комнату.









Вариант 2, групповое задание, совместная работа в Renga 

Д. Худоян, Г. Козаченко.
Графика получилась бледной, но зато были проведены полноценные сессии совместной работы через Renga сервер.




Д. Татауров, Д.Серебрякова
Приведен последний лист работы, очень наглядная схема в конце, хотя и разводка вызывает много вопросов.



Проблемы

Помимо этого задания было еще одно задание, посвященное оценке инсоляции, и я бы давал сейчас что-то одно. Второй момент - вентиляция проходит без синхронизации с кафедрой инженерного оборудования, так как что-то подобное там происходит на следующем году. Можно было бы перенести это задание, но наша дисциплина заканчивается на 3 курсе. Ну и проблему коллективной работы никто не отменял - студентам бывает непросто найти "пару", особенно по причине неравномерной посещаемости (дисциплина проекта обычно на 3 курсе перетягивает на себя все внимание студента). В итоге было очень трудно добиться выполнения всех пунктов задания.

Отдельная проблема, которой я уделял много времени в МАРШ, - это оформление работы. Видимо, придется вновь вернуться к шаблонам оформления и требованиям по графике.

Вы будете смеяться, но и частые обновления Renga и приложения для сервера тоже создают проблемы, так как надо постоянно обновлять видео задания, осваивать новые функции, а обновлять сервер каждые полтора месяца у нас возможности не было.

Заключение

Методически задание получилось сложным, но, кажется, интересным и полезным. Студентам приходилось по-настоящему разбираться с IFC, иначе просто в Renga ничего не сработает. Самый сложный вопрос был связан с самой Renga - для неё всё и затевалось. Мы искали адекватное применение инструмента в учебном процессе МАРХИ. Так вышло, что небольшие пространства не слишком хорошо раскрывают прелести автотрассировки инженерных сетей в Renga, а в нашем случае вылезла на поверхность "текущая реализация", когда трасса закольцовывалась в помещении малых размеров. В чате Renga такое строптивое поведение трассы подтвердили. В целом, несколько не хватает подсказок, как именно пойдёт трасса, и это я бы вынес в отдельную заметку.

Благодаря Ивану Богданову мы получили модель (стиль на языке Renga) коллектора - своего рода разветвителя для воздуховодов. Возможность расчётов оживило бы восприятие вентиляции, но тогда и задание стало бы совсем неподъёмным. В идеале, Renga надо переносить на здание школы или многоэтажного дома (а это следующий год). 

Совместная работа - невероятно перспективная и интересная тема сама по себе. Настраивается просто, но там не хватает наглядности - об этом необходимо говорить более подробно. 

Что касается архитектурного проектирования, то у студента после пары лет в привычных программах возникает небольшой шок от минимального набора средств создания форм и их редактирования в Renga. Если проектировщик, работающий с госзаказом на типовой объект, воспроизводит в Renga хорошо знакомые планировочные и конструктивные решения и может "закрыть глаза" на отсутствие теней (кстати, это база архитектурной подачи) или невозможность подрезать одну стену под другую, то студент  - без наработанных навыков мышления и ограниченный инструментом со всех сторон -  скорее всего будет испытывать затруднения. У меня перед глазами есть наглядный пример Archicad до появления Morph. Да, можно давать с 1 курса только Renga, но...

Здесь я ставлю на одну полку Revit, Archicad и Renga вместе - в каждом из них ограничений предостаточно, и об этом я не раз писал. Для меня лично после Renga работа в 3D Revit'а кажется издевательством. Так что всё относительно. 

Поэтому, на мой взгляд, в текущих условиях преподавателям и студентам-архитекторам необходимо задуматься о более гибких цифровых инструментах (Blender или демо-версии Rhino), разминке мыслительных навыков в принципе и расширении кругозора. 

Ну а главный вывод - встраиваем Renga в учебный процесс!

Комментариев нет:

Отправить комментарий