понедельник, 10 июля 2017 г.

Бакалавриат МАРШ. В поисках универсального цифрового набора навыков. И даже немного о BIM


В этом учебном году мы сделали важный шаг: апробировали программу дисциплины "Цифровые навыки" в бакалавриате МАРШ. Студенты получали базовые знания по цифровым инструментам в очень интенсивном и новом для нас режиме. Итак, результаты ниже.

Исходные параметры программы

Программа занимает 240 ак. часов, это второй год из трех лет обучения, 1 раз в неделю по 8 ак. часов. Всего в проведении занятий было вовлечено 4 преподавателя. Здесь можно найти изначальную программу модуля.
Важно отметить, что в МАРШ студент обучается в бакалавриате 3 года вместо 5 - отсюда интенсивность занятий. Короче говоря, это был вызов, ведь преподавание правильных базовых навыков - очень ответственное дело. И какой же он - универсальный инструментарий, набор цифровых навыков студента архитектора?

Основные темы

Итак, второй учебный год был формально разделен по семестрам на 2D и 3D-графику. Некоторые темы были взяты из магистратуры, как, например, "Анатомия формы" или "3D-модель".

Общая идея: несколько приоритетных направлений в инструментарии и кругозор для последующего выбора.

Безусловно, возникало много проблемных мест, неудачных опытов, поэтому на следующий год будут изменения. Центральную задачу - интеграцию со проектной студией - мы решили пока фрагментарно.

Важный момент: крайне актуальную тему BIM мы дали на примере Revit совсем в ознакомительном виде, т.к. я до сих пор считаю, что студенту нужна хорошая база как по софту, так и по предмету, а такие специализированные программы, как Revit или ARCHICAD должны укладываться на подготовленную почву. BIM должен был бы перекочевать на третий год, но, видимо, мы проведем несколько направляющих воркшопов на третьем году, а изучать детально софт предоставим самим студентам.

1. Цифровой чертеж / Карты / Схемы

Преподаватели: Илья Аверьянов, Евгений Ширинян, Михаил Шеттлер
ПО: AutoCAD, QGIS, Illustrator, InDesign
6 занятий по 8 ак.ч.

Чертеж - важнейший элемент профессии архитектора. В этом блоке мы стремились дать необходимые именно архитектору навыки работы с чертежом на стадии концепции. Сведения по оформлению чертежей стадии "П" и "РД" мы давали в очень сжатом объеме. Количество технических тонкостей в AutoCAD сильно перевешивало рассуждения о графике и проектной документации. Кстати, мы так и не успели пройти Стили печати в AutoCAD, хотя подробно обсуждали графическое качество. Как мне кажется, мы слабо раскрыли тему чертежа, но в AutoCAD попробовали многое - на первом занятии студенты познакомились с внешними ссылками и полями.


Арина Переведенцева. Интерпретация "Дома над водопадом"

Арина Переведенцева. Анализ чертежей-аналогов
Также стоит отметить, что мы сопроводили AutoCAD постобработкой в Illustrator и приемами верстки в InDesign. Помогал нам в этом Михаил Шеттлер.

Арина Переведенцева. Обработка карт
ГИС мы предполагали дать в базовом виде, но по ходу работы студентов в студии стало ясно, что без этой технологии для работы с масштабом города обойтись будет трудно. В итоге некоторые ребята освоили работу в QGIS - так, что с ГИС можно работать с первых курсов.

2. Цифровое изображение

Преподаватели: Андрей Киселев, Евгений Ширинян
ПО: Photoshop
6 занятий по 8 ак.ч.

Ключевая тема - художественная подача архитектурного объекта. Сегодня без коллажа и постобработки не обходится, наверное, ни одна архитектурная визуализация. Андрей Киселев дал серию мастер-классов по работе с Photoshop, где рассказывал о композиции, цвете и приемах нарратива и презентации заказчику.

Мне даже жалко, что я почти не был на этих занятиях и не смог освоить эти навыки.
Екатерина Тинякова. Компоненты изображения
Мы описали в требованиях к заданию декомпозировать по шагам финальное изображение для проектной студии.
Екатерина Тинякова. Собранное изображение
Может быть, кто-то читал мой выпад в сторону чрезмерного заимствования образов из живописи в архитектурной подаче: там я критикую нечестный, хотя и красивый подход в коллаже. Так мы и не решили с Андреем, как именно определять критерии в этом этическом и эстетическом поле.

3D-модель ("Дом-мастера")

Преподаватели: Андрей Киселев, Евгений Ширинян
ПО: SketchUp, LayOut
3 занятия по 8 ак.ч.

С этой темы мы начали второй семестр. SketchUp - действительно хороший базовый инструмент для студента-архитектора. С точки зрения содержания - воспроизведение архитектурного объекта - это же задание мы давали в магистратуре. Похожее задание можно обнаружить во многих архитектурных школах (в МАрхИ это был "Дом мастера" в 3ds Max).

Студенту требовалось выбрать несложный объект, подготовить чертежи в AutoCAD, выполнить взрыв-схему и/или функциональную схему по объекту. Так студент осваивал и SketchUp, и проникался изучаемым объектом, разбираясь с чертежами и фото.
Ади Чатович

Ади Чатович. Чертежи в SketchUp

Ади Чатович. Функциональная схема

Ади Чатович. Совмещение
На следующий год можно было подключить сразу простейшую визуализацию и расчеты, например, естественной освещенности.

Анатомия формы

Преподаватели: Влад Бек-Булатов, Евгений Ширинян
ПО: Rhinoceros 3D, Illustrator
3 занятия по 8 ак.ч.

Эта тема - одна из моих любимых. Студент выбирает предмет быта, выполняет (что важно) ручные аналитические эскизы, фиксирует процесс моделирования и подает как техническую иллюстрацию. В этом смысле не совсем архитектурное задание дает студенту ценный опыт внимательного изучения поверхностей обычной вещи, которую можно изучить тактильно, напрямую.
Антон Грибанов. Ручные эскизы

Антон Грибанов. Этапы моделирования
Одна из лучших работ, хотя и студент уже обладал навыками моделирования в Rhinoceros 3D.
Елена Мищихина

Елена Мищихина

Елена Мищихина

Елена Мищихина

Елена Мищихина

Елена Мищихина

Елена Мищихина
Тут имело бы смысл добавить 3D-печать, но есть опасения насчет чрезмерной трудоемкости в подготовке/печати самой модели. Отдельно упомянем фотограмметрию как способ быстрого "сканирования" формы объекта.

Алгоритмы в Grasshopper

Преподаватели: Влад Бекбулатов
ПО: Rhinoceros 3D, Grasshopper
8 ак.ч.

Эта тема довольно хорошо прошла у студентов, чему я был рад. Понимание математических приемов в Grasshopper очень помогает в дальнейшем - особенно с учетом той массы сведений, полученных еще в школе, которые часто оседают незадействованным грузом.

Расчеты микроклимата

Преподаватели: Евгений Ширинян
ПО: Rhinoceros 3D, Grasshopper, Velux Daylight Visualizer
8 ак.ч.

Несмотря на то, что студенты успешно повторяли упражнения, видимого результата в проектах я не увидел. Тема была дополнительная, поэтому и отчетного задания не было. В моем понимании, я недостаточно наглядно пояснил ценность самих расчетов. Что ж, будем работать. Кстати, на разбор/повторение одного алгоритма (например, расчет инсоляции) занимает примерно одну пару.

BIM

Преподаватели: Евгений Ширинян
ПО: Revit, ARCHICAD
8 ак.ч.

Вместо двух занятий мне удалось провести лишь одно, т.к. сроки по проектной студии сильно поджимали. На примере типового проекта в Revit мы разобрали основные функции программы, а потом поиграли в "совместную работу" на условном мастерплане. Также один из студентов, владеющий ARCHICAD, провел небольшой мастеркласс по своему проекту. Попробовали перекинуть из ARCHICAD в Revit через IFC - так я попытался проиллюстрировать "общий язык" BIM.

Студенты уже понимают важность владения BIM-софтом, но как я уже говорил, на втором курсе считаю неверным делать основным инструментом студента-архитектора.

Приятно, что некоторые студенты сами начали пробовать Revit/ARCHICAD. Ниже пример проекта, где студент успешно и самостоятельно применил софт в проектной студии.
Арина Переведенцева

Вычисление изображения

Преподаватели: Андрей Киселев
ПО: Vray для SketchUp, Photoshop
3 занятия по 8 ак.ч.

Конечно, мы не могли пройти мимо рендера и постобработки и попытались со студентами внимательно подойти к процессу созданию изображения.

Арина Переведенцева

Арина Переведенцева

Арина Переведенцева

Арина Переведенцева

Арина Переведенцева

Арина Переведенцева

Примеры дневников


Заключение

Прошло почти несколько лет после публикации отчетной заметки о "Цифровой культуре" в МАРШ, и теперь мы получили огромный и, надеюсь, позитивный для студентов опыт обучения базовым навыкам.

Общее ощущение: нам нужно больше ручной и интеллектуальной работы, наблюдения и рефлексии, меньше "цифры". Содержательные навыки, в моем понимании, задавлены софтом, особенно в контексте BIM с его когнитивной нагрузкой.

Ну и, конечно, нельзя забывать о поколении 90-х, которое куда больше интегрировано в технологии, чем мы. Например, современный школьник прекрасно понимает, что учиться софту можно по YouTube, знает неплохо Photoshop, а некоторые еще разбираются в видео и 3D, играя в компьютерные игры.

Но в нашем случае "Цифровые навыки" идут традиционным (может, надежным) путем - через внимательное отношение к геометрии, изображению, качеству графики, через критику и рефлексию процесса. Так мне хочется надеяться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий