В этом учебном году мы сделали важный шаг: апробировали программу дисциплины "Цифровые навыки" в бакалавриате МАРШ. Студенты получали базовые знания по цифровым инструментам в очень интенсивном и новом для нас режиме. Итак, результаты ниже.
Исходные параметры программы
Программа занимает 240 ак. часов, это второй год из трех лет обучения, 1 раз в неделю по 8 ак. часов. Всего в проведении занятий было вовлечено 4 преподавателя. Здесь можно найти изначальную программу модуля.
Важно отметить, что в МАРШ студент обучается в бакалавриате 3 года вместо 5 - отсюда интенсивность занятий. Короче говоря, это был вызов, ведь преподавание правильных базовых навыков - очень ответственное дело. И какой же он - универсальный инструментарий, набор цифровых навыков студента архитектора?
Основные темы
Итак, второй учебный год был формально разделен по семестрам на 2D и 3D-графику. Некоторые темы были взяты из магистратуры, как, например, "Анатомия формы" или "3D-модель".
Общая идея: несколько приоритетных направлений в инструментарии и кругозор для последующего выбора.
Безусловно, возникало много проблемных мест, неудачных опытов, поэтому на следующий год будут изменения. Центральную задачу - интеграцию со проектной студией - мы решили пока фрагментарно.
Важный момент: крайне актуальную тему BIM мы дали на примере Revit совсем в ознакомительном виде, т.к. я до сих пор считаю, что студенту нужна хорошая база как по софту, так и по предмету, а такие специализированные программы, как Revit или ARCHICAD должны укладываться на подготовленную почву. BIM должен был бы перекочевать на третий год, но, видимо, мы проведем несколько направляющих воркшопов на третьем году, а изучать детально софт предоставим самим студентам.
1. Цифровой чертеж / Карты / Схемы
Преподаватели: Илья Аверьянов, Евгений Ширинян, Михаил Шеттлер
ПО: AutoCAD, QGIS, Illustrator, InDesign
6 занятий по 8 ак.ч.
Чертеж - важнейший элемент профессии архитектора. В этом блоке мы стремились дать необходимые именно архитектору навыки работы с чертежом на стадии концепции. Сведения по оформлению чертежей стадии "П" и "РД" мы давали в очень сжатом объеме. Количество технических тонкостей в AutoCAD сильно перевешивало рассуждения о графике и проектной документации. Кстати, мы так и не успели пройти Стили печати в AutoCAD, хотя подробно обсуждали графическое качество. Как мне кажется, мы слабо раскрыли тему чертежа, но в AutoCAD попробовали многое - на первом занятии студенты познакомились с внешними ссылками и полями.
Арина Переведенцева. Интерпретация "Дома над водопадом" |
Арина Переведенцева. Анализ чертежей-аналогов |
Арина Переведенцева. Обработка карт |
2. Цифровое изображение
Преподаватели: Андрей Киселев, Евгений Ширинян
ПО: Photoshop
6 занятий по 8 ак.ч.
Ключевая тема - художественная подача архитектурного объекта. Сегодня без коллажа и постобработки не обходится, наверное, ни одна архитектурная визуализация. Андрей Киселев дал серию мастер-классов по работе с Photoshop, где рассказывал о композиции, цвете и приемах нарратива и презентации заказчику.
Мне даже жалко, что я почти не был на этих занятиях и не смог освоить эти навыки.
Екатерина Тинякова. Компоненты изображения |
Екатерина Тинякова. Собранное изображение |
3D-модель ("Дом-мастера")
Преподаватели: Андрей Киселев, Евгений Ширинян
ПО: SketchUp, LayOut
3 занятия по 8 ак.ч.
С этой темы мы начали второй семестр. SketchUp - действительно хороший базовый инструмент для студента-архитектора. С точки зрения содержания - воспроизведение архитектурного объекта - это же задание мы давали в магистратуре. Похожее задание можно обнаружить во многих архитектурных школах (в МАрхИ это был "Дом мастера" в 3ds Max).
Студенту требовалось выбрать несложный объект, подготовить чертежи в AutoCAD, выполнить взрыв-схему и/или функциональную схему по объекту. Так студент осваивал и SketchUp, и проникался изучаемым объектом, разбираясь с чертежами и фото.
Ади Чатович |
Ади Чатович. Чертежи в SketchUp |
Ади Чатович. Функциональная схема |
Ади Чатович. Совмещение |
Анатомия формы
Преподаватели: Влад Бек-Булатов, Евгений Ширинян
ПО: Rhinoceros 3D, Illustrator
3 занятия по 8 ак.ч.
Эта тема - одна из моих любимых. Студент выбирает предмет быта, выполняет (что важно) ручные аналитические эскизы, фиксирует процесс моделирования и подает как техническую иллюстрацию. В этом смысле не совсем архитектурное задание дает студенту ценный опыт внимательного изучения поверхностей обычной вещи, которую можно изучить тактильно, напрямую.
Антон Грибанов. Ручные эскизы |
Антон Грибанов. Этапы моделирования |
Елена Мищихина |
Елена Мищихина |
Елена Мищихина |
Елена Мищихина |
Елена Мищихина |
Елена Мищихина |
Елена Мищихина |
Алгоритмы в Grasshopper
Преподаватели: Влад Бекбулатов
ПО: Rhinoceros 3D, Grasshopper
8 ак.ч.
Эта тема довольно хорошо прошла у студентов, чему я был рад. Понимание математических приемов в Grasshopper очень помогает в дальнейшем - особенно с учетом той массы сведений, полученных еще в школе, которые часто оседают незадействованным грузом.
Расчеты микроклимата
Преподаватели: Евгений Ширинян
ПО: Rhinoceros 3D, Grasshopper, Velux Daylight Visualizer
8 ак.ч.
Несмотря на то, что студенты успешно повторяли упражнения, видимого результата в проектах я не увидел. Тема была дополнительная, поэтому и отчетного задания не было. В моем понимании, я недостаточно наглядно пояснил ценность самих расчетов. Что ж, будем работать. Кстати, на разбор/повторение одного алгоритма (например, расчет инсоляции) занимает примерно одну пару.
BIM
Преподаватели: Евгений Ширинян
ПО: Revit, ARCHICAD
8 ак.ч.
Вместо двух занятий мне удалось провести лишь одно, т.к. сроки по проектной студии сильно поджимали. На примере типового проекта в Revit мы разобрали основные функции программы, а потом поиграли в "совместную работу" на условном мастерплане. Также один из студентов, владеющий ARCHICAD, провел небольшой мастеркласс по своему проекту. Попробовали перекинуть из ARCHICAD в Revit через IFC - так я попытался проиллюстрировать "общий язык" BIM.
Студенты уже понимают важность владения BIM-софтом, но как я уже говорил, на втором курсе считаю неверным делать основным инструментом студента-архитектора.
Приятно, что некоторые студенты сами начали пробовать Revit/ARCHICAD. Ниже пример проекта, где студент успешно и самостоятельно применил софт в проектной студии.
Арина Переведенцева |
Вычисление изображения
Преподаватели: Андрей Киселев
ПО: Vray для SketchUp, Photoshop
3 занятия по 8 ак.ч.
Конечно, мы не могли пройти мимо рендера и постобработки и попытались со студентами внимательно подойти к процессу созданию изображения.
Арина Переведенцева |
Арина Переведенцева |
Арина Переведенцева |
Арина Переведенцева |
Арина Переведенцева |
Арина Переведенцева |
Примеры дневников
- Екатерина Тинякова - первый и второй семестр
- Арина Переведенцева - первый и второй семестр
- Николай Пахомов - первый и второй семестр
- Анна Тюрякова - первый и второй семестр
Заключение
Прошло почти несколько лет после публикации отчетной заметки о "Цифровой культуре" в МАРШ, и теперь мы получили огромный и, надеюсь, позитивный для студентов опыт обучения базовым навыкам.
Общее ощущение: нам нужно больше ручной и интеллектуальной работы, наблюдения и рефлексии, меньше "цифры". Содержательные навыки, в моем понимании, задавлены софтом, особенно в контексте BIM с его когнитивной нагрузкой.
Ну и, конечно, нельзя забывать о поколении 90-х, которое куда больше интегрировано в технологии, чем мы. Например, современный школьник прекрасно понимает, что учиться софту можно по YouTube, знает неплохо Photoshop, а некоторые еще разбираются в видео и 3D, играя в компьютерные игры.
Но в нашем случае "Цифровые навыки" идут традиционным (может, надежным) путем - через внимательное отношение к геометрии, изображению, качеству графики, через критику и рефлексию процесса. Так мне хочется надеяться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий