вторник, 14 апреля 2020 г.

Низкая детализация BIM-проектов для АГР или моделирование заново?

Источник
Небольшая подборка ссылок по теме низкой детализации в BIM и не только на стадии архитектурно-градостроительных решений.
Еще в конце 2019 года вышло постановление Правительства Москвы  от 18 октября 2019 г. N 1370-ПП, где в самом конце приложения к административному регламенту предоставления государственной услуги... ... есть требования к 3D-модели объекта!
Но сами требования явно сформулированы не на "бимовском" языке, не даже "гисовском", а на языке визуализатора, который работает с 3ds Max.
Архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства представляется заявителем также форме трехмерной цифровой модели, в отдельном файле в форматах: DAE, FBX, SKP, МАХ
3.1. Требования к координатной привязке:
3.1.1. Все объекты в сцене должны иметь координатную привязку в Московской системе координат и высот.
3.1.2. Направление осей трёхмерной модели:
3.1.2.1. X - ширина.
3.1.2.2. Y - высота.
3.1.2.3. Z - глубина.
3.2. Требования к геометрии:
3.2.1. Трехмерная модель должна быть представлена в виде низкополигональной геометрии. 3.2.2. Точка вставки целого объекта (PIVOT) должна находиться в геометрическом центре проекции на плоскость XY (при условии направления вверх оси Z) или на плоскость XZ (при условии направления вверх оси Y), при этом высота PIVOT-a должна располагаться в 0.
3.2.3. Развёртка должна быть аккуратной и экономичной.
3.2.4. Направление нормалей в сторону наблюдателя.
3.3. Требования к структуре:
3.3.1. Все модели должны быть представлены в едином файле.
3.3.2. Имена объектов (или слоёв) и их элементов должны быть понятными и логичными, написанными латиницей, не превышать значения в 15 символов, вместо пробелов необходимо использовать нижнее подчёркивание.
3.3.3. Элементы модели объекта должны быть разбиты по слоям.
3.4. Требования к текстурам (минимальные):
3.4.1. Формат хранения текстур - TGA 32-bit.
3.4.2. Текстура прозрачности помещается в alfa-канал diffuse.
3.4.3. Текстуры должны содержать чётное количество пикселей и быть кратными 32-м.
3.4.4. Текстуры должны быть квадратными либо с соотношением сторон не более 1 к 2.
3.4.5. Желательно использовать текстуры в виде структуры файлов.
3.4.6. Не использовать запекание текстур.
3.4.7. Не использовать текстуры больше 2К.
3.5. Внутренние настройки при создании моделей:
3.5.1. Система координат метрическая.
3.5.2. Единицы измерения - «1 единица = 1 метр».
В комментариях к публикации представителя МКА Сергея Глубокина уже посыпались разные вопросы и едкие замечания от трудоемкости исполнения этих требований. Но были и те, кто спокойно воспринял нововведение.

Как мне кажется: привязка объекта по геометрическому центру, это странно. Логичнее было бы брать пересечение проектных осей (ведь это же обычно принимается за ноль проекта?). В остальном видится неизбежным подготовка данных в 3ds Max (Blender тоже бы справился). Как оптимизировать модель - это большой вопрос. Никаких сведений о количестве полигонов на элемент или на файл нет.

Когда я писал заметку "BIM с низкой детализацией нужен для городского планирования и согласований", в голову приходили более технологически продвинутые способы хранения моделей, но как показывает мой личный опыт - 3ds Max и fbx оказываются надежнее. Кстати, говорят, на подходе новый стандарт отрасли 3D формат gltf.

Ведь цель у авторов требований довольно проста: собрать на платформе, как я понимаю, Unigine макет Москвы. Отчасти это подтверждается в Facebook-заметке ответственного за эту работу Мосгоргеотреста. В сети есть интересный ролик об опыте использования Unigine в МГГТ.

Вскоре на просторах форумов для визуализаторов появилась инструкция по "Подготовке 3D-модели к сдаче материалов на АГР в соответствии с новыми правилами". В ней есть и детали по количеству полигонов:
...Представитель организации, для которой эти модели и делаются, на семинаре озвучивал требование к полигонажу модели: количество фейсов должно быть порядка 3-5 тыс. Для больших моделей допускается разумное увеличение количества полигонов до 20-30 тыс, но в любом случае речь не идёт о сотнях тысяч или миллионах полигонов. Но при этом вроде как говорил, что модель, выгруженная из Ревита без внутрянки и мелких деталей, тоже сгодится. 
Мне в итоге никак не удалось добиться из Ревитовской модели чего-то относительно удобоваримого, всё равно счёт всегда идёт на 200-300к полигонов минимум.
В итоге автор приводит пример полной переработки модели из Ревита:

Мне это все знакомо: работа с InfraWorks требует подчас либо радикальной оптимизации, либо в редких случаях перемоделирования геометрии и постоянной подготовки материалов (он поддерживает только стандартные, а прозрачность лучше всего использовать в виде jpg-карты Opacity). Это львиная доля моих задач в рамках InfraWorks, как ни печально это звучит.

Для BIM-проектирования здесь возникает очередная дополнительная головная боль. Например, "стили" окон и других деталей для экспорта в АГР, отключение ненужных для такого типа визуализации типов конструкции.

Предполагаю, что в случае проектов с размещенными повторяющимися объектами (например, МАФами или важным для визуализации озеленением) будут требовать единичные модели объектов и csv-файлы с координатами экземпляров. Собственно говоря, почти тоже самое я запрашиваю у своих контрагентов уже сейчас. CSV - наше все!

Комментариев нет:

Отправить комментарий