среда, 16 апреля 2014 г.

АСКОН: "интриги" и "пересечения"


В течение нескольких недель у меня случился ряд "пересечений" с АСКОНом и вытекающих отсюда "интриг".
Часть первая
Начну с "пересечения". Вчера прошел небольшой семинар в МГСУ, посвященный продуктам АСКОН. На него я пошел, чтобы послушать Александра Бауска и его "модель-ориентированную" презентацию, а также посмотреть на главный строительный вуз страны (совершенно монструозный комплекс). Без едкости обойтись не смог, прошу не обижаться.

Ниже несколько фотографий события с моими комментариями:

Фотография конца 80-х с А. Голиковым и Т. Янкиной выглядит стильно


Архитектурный краевед Денис Ромодин рассказывает о передвижках зданий в Москве. Оказывается, при расширении Тверской советское время историческое здание в Брюсовом переулке не только передвинули, но и повернули! Должен сказать, что участие в событии этого спикера значительно повысило мой интерес.


Елена Завразина демонстрирует вживую, с чего начинается проектирование в MinD. Оказывается, начинается с форматки.

Александр Бауск (слева на слайде), развернуто и в то же время сжато, дает свое видение центрального понятия в САПР - моделирования. На слайде одна из немногочисленных картинок. Студенты второго курса пытаются выйти на "метауровень"

Саща протестует против фотофиксации процесса
За перекусом в кафе мы твердо решаем возобновить дискуссию по темам моделирования в проектировании, текущего состояния BIM в России и других злободневных сюжетов.

Часть вторая
"Пересечению" предшествовала "интрига" - мое посещение офиса АСКОН в Петербурге. Там мне удалось не только попить корпоративного кофию, увезти трофейный и очень стильный календарь, но и пообщаться с представителями окутанного тайнами отдела Research & Development - в частности, с Владимиром Захаровым, Ильей Мазом, Дмитрием Поварницыным, ну и Александром Бауском.


Покоривший меня своей графикой тематический календарь к 25-летию АСКОН. Автора иллюстраций на календаре, кстати, не нашел

И, конечно же, речь шла о новых разработках АСКОН, о которых мы уже слышали на страницах isicad.ru.


В кабинете у В. Захарова - обсуждаем перспективы сотрудничества в области образования


С Ильей Мазом. Вокруг эскизы и прототипы решений наших с вами, дорогие проектировщики, повседневных задач.

Мне как проектировщику и преподавателю было крайне интересно увидеть живых разработчиков, привести примеры из практики, покритиковать существующие AEC-решения (попробуйте, например, сделать в ArchiCAD запараметризованное окно), ну и задать каверзные вопросы ("а как вы решаете такую-то проблему?"). АСКОН что-то затевает, и буду надеяться "погонять" их новое AEC-решение в скором времени.

С точки зрения взаимодействия в области образования, в особенности магистерского, меня интересовала возможность не просто показать студентам настоящих - как у нас говорят "тру" - разработчиков серьезных инструментов, но и приподнять завесу процесса создания САПР перед обычным - digital native - человеком.

Если студент начинает понимать (и я тоже собираюсь начать это делать), как устроен САПР, как проходят концептуализацию и формализуются типовые процессы проектного моделирования, что кроется в геометрическом ядре, то привычный и любимый инструмент перестает быть, с одной стороны, чем-то существующим "априори" и, таким образом, подвергается критике, а с другой стороны, студент начинает внимательнее оценивать собственные мыслительные процессы при проектировании и также подвергать их конструктивной критике.

Отсюда возможна, на мой взгляд, двухсторонняя и взаимопримиряющая связь между пользователем и разработчиком инструментария. Недаром в западных архитектурных вузах так муссировалась тема создания собственного инструментария при помощи программирования.

Для меня разработка MinD была интересна именно мощной квинтэссенцией типового мышления проектировщика, у которого объект и предмет проектирования давно определен, а проект - это проектная документация по ГОСТ. Самое забавное для меня заключается в том, что при всей странности MinD другие AEC-инструменты работают в той же плоскости типового "объект-ориентированного" (по Бауску) подхода к проектному моделированию. Здесь для продолжения размышлений, конечно же, требуется детальный анализ механики проектного моделирования. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на примечательную книгу Льва Мановича "Software Takes Command"

На этом фоне у таинственной AEC-разработки, рождающейся в недрах АСКОН, есть хороший шанс избежать "хронических болячек" своих предшественников и занять определенную нишу. Тем более с таким богатым опытом собственных разработок, как у АСКОН. Короче говоря, искренне желаю команде АСКОН успехов!

7 комментариев:

  1. Евгений, спасибо за теплые слова и пожелания. Хорошо, что зашел в гости. Уверен, "детальный анализ механики проектного моделирования" мы можем осилить только вместе :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо и вам за теплый прием и календарь! И все же - кто автор иллюстраций? Напомнили мне мою книжку Хармса, до дыр затертую

    ОтветитьУдалить
  3. Евгений, автор иллюстраций к нашему календарю - художник Ольга Квашнина из питерского агентства "Паприка брендинг". Мы - маркетинг АСКОН - очень рады, что календарь вам понравился! Он нам и самим, если честно, по душе :)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за экскурсию, пропал бы там без тебя.


    На всякий случай: объектно-ориентированный подход - это не моё, это стандартная практика промышленной разработки ПО, придуман Аланом Кеем. в 70-х годах. Ходит легенда о том, что великий теоретик вычислений Дийкстра когда-то сказал, что "настолько отвратительная идея, как объектно-ориентированное программирование, могла появиться только в Южной Калифорнии."


    А вот чуть подробнее про доклад:
    http://www.writandraw.ru/ru/2014/04/17/model-approach-mgsu/

    ОтветитьУдалить
  5. Катерина, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Про объектн-ориент. подход я понял, просто уже приписываю для образа. Отлично, что зафиксировал доклад

    ОтветитьУдалить
  7. Ну это, про прототипы надо нам организоваться, Жень. Классная тема. На выходных ещё почитаю Раппопорта с Александером.

    ОтветитьУдалить