суббота, 22 сентября 2012 г.

Коммуникация, информация и средство


Год назад я попробовал затронуть тему коммуникации, информации и данных на #AForum в формате доклада и круглого стола. Сейчас продолжаю разбираться.
Для начала выкладываю видео доклада и круглого стола. Определенный опыт для себя я вынес, но ни один из упоминавшихся в моем докладе сервисов использовать не стал. Пока что.

Круглый стол получился занятным. Главной задачей для меня стало удержание дискуссии в рамках темы.


Сообщаясь, коммуницируя, мы передаем информацию. Передача информации - коммуникация. Так легко и непринужденно я попробовал определить термины.
Если кто-нибудь обратил внимание на картинку в начала - это предпоследняя книга Патрика Шумахера. Архитекторы поймут меня, кто это. Не архитекторы могут попытаться представить, чем занимается партнер Захи Хадид по описанию книги на на сайте самого Шумахера.

Не могу сказать, что книга читается совсем легко, но мне кажется, что одну (не главную, правда) из структурообразующих тем я уловил. И эта тема связана как раз с процессами коммуникации (архитектуры с другими областями и внутри себя самой). Если для прошлого Autodesk-события я рассматривал среду для средств передачи информации, то сейчас меня занимает вопрос самого средства - например, чертежа, файла 3D модели, табличных данных.

Сборник текстов The Diagrams of Architecture также поспособствовал уточнению вопроса, который остро стоит для меня в преддверии курса в МАРШе. Вроде бы все уже давно говорят об изменении средств коммуникации, но мало где встречается конкретный разговор о том, что, как, кому и с какой целью передается.
Форма ин-форм-ации - ее представление и трансформация (репрезентация?) - хорошая тема для обсуждения в образовательном процессе.

Схема, описательный эскиз, рабочий чертеж, аксонометрия, пояснительная записка,таблица с данными, график, информационная модель здания (BIM), визуализации и т.д. - все это характеризует цели и форму ин-форм-ирования другой стороны (смежник или заказчик). Следуя за логикой Шумахера, я обратил бы внимание на два варианта средств коммуникации: средства, которые используются внутри профессиональной среды, и средства, с помощью которых мы взаимодействуем с другими областями общества.

Очень уместной схемой для дальнейших рассуждений и осознанного использования средств (media) представляется научная работа Джеймса Сэлфа (James Self), ссылку на которую я обнаружил здесь. Ниже я привожу скриншоты с сайта, ставшего своеобразным результатом исследования Сэлфа:





Сходящиеся две кривые обозначают постепенное сужения проектных поисков и повышение детализации "единой" модели (специально здесь провожу аналогию с BIM). На ранних стадиях дизайнер активно "переключается" между разными средствами в поисках наилучшего отображения того или иного аспекта проектного замысла. Советую - "погуляйте" по этому интерактивному сайту.

Каждой стадии соответствует оптимальной инструмент, средство передачи информации. Почему не проектирования, а именно передачи информации? Этой формулировкой я пытаюсь подчеркнуть ценность диаграммы справа вверху, где присутствует в числе других графа "Modes of Communication - Others/Self-Reflective". Таким образом, мы постоянно коммуницируем, когда проектируем и принимаем решения, в первую очередь сами с собой и, конечно, с другими.

Другие графы диаграммы также очень показательны. Мы можем оценить, на минуту отвлекшись от рутинной работы, что, как, для кого и с какой целью мы используем в проектном процессе. С точки зрения образовательного процесса, в котором важную роль играет осознание чего-либо, такой подход мог бы оказаться продуктивным.  По-моему, оценка и переоценка средств проектирования/передачи информации очень помогает освежить привычные стереотипы и выйти, может быть, на новый уровень.

А как вы думаете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий